Кто вы, вирус Х? Инфекционист рассказала, ждать ли пандемии в этом году

Милла Йовович в фильме «Обитель зла» сражалась с зомби, зараженными неизвестным вирусом. © / Обитель зла / Кадр из фильма

Несколько месяцев назад предрекли широкое распространение нового вируса под названием «болезнь Х». Похожие предсказания были и перед появлением COVID-19. Нужно ли к ним относиться серьёзно? Каких инфекций ждать в тёплое время года? Об этом читателям penza.aif.ru рассказала главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения региона Джамиля Курмаева.

   
   

О «болезни Х» и миллиардерах

Игорь Польских, penza.aif.ru: Джамиля Юсуповна, так ждать ли нам появления нового ещё более опасного, чем COVID-19, вируса?

Джамиля Курмаева: Вопрос не имеет однозначного ответа. Недавно руководитель Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о возрастающем риске нашествия новых вирусов. По её словам, мониторинг и анализ биологических рисков показывают, что угрозы для глобальной биологической безопасности растут. Эпидемиологическая обстановка в мире нестабильная. Усиливаются и распространяются на новые территории вспышки опасных лихорадок Эбола и Марбург. В прошедшем году зарегистрировано более 3,5 миллионов случаев лихорадки Денге, растет число заболевших лихорадкой Западного Нила, расширяется география холеры. Риск появления нового высокопатогенного вируса гриппа высок. 

Есть мнение, что новая болезнь может быть спровоцирована патогеном, который сегодня науке неизвестен. Но в целом такие предсказания напоминают рассуждения синоптиков осенью о том, каким будет лето следующего года. В ближашее время никакая «болезнь Х» не предвидится. Наработки и алгоритмы действий, полученные в недавние годы пандемии, сделали нас, специалистов, готовыми к любому сценарию развития событий. 

О комарах и малярии

- Действительно ли существуют риски появления в Пензенской области лихорадок Эбола и Марбург, холеры, малярии и так далее?

- Такие риски существуют всегда. Например, по данным Роспотребнадзора, в прошлом году в России было зафиксировано два завозных случая холеры. Пензе повезло, что эту опаснейшую инфекцию завезли не к нам. Но даже если бы это произошло, мы также готовы к её появлению. Вот уже несколько лет подряд инфекционисты не только нашего региона, но всей страны в целом проводят учения, в которых на практике с условным пациентом отрабатывается алгоритм противодействия распространению холеры.

   
   

Но, к сожалению, граждане ошибочно думают, что холера давно уничтожена, и поэтому при обнаружении соответствующих симптомов не торопятся обратиться к врачу. И продолжают оставаться источником вируса. Мы живём в непростое эпидемиологическое время: кашель, диарея могут быть признаками смертельной инфекции. К каждому чиху надо относиться серьезно.

Что же касается лихорадки Эбола и лихорадки Марбург (летальность последней доходит до 50%),  то их появление в Пензенской области, в России, выглядит невероятным. В рамках усиления санитарно-карантинного контроля на государственной границе на пропускных пунктах работает информационная система под названием «Периметр». Она проводит анализ эпидемиологической ситуации на основе искусственного интеллекта в режиме реального времени. То есть опаснейшие заболевания такого рода выявляются автоматически.

- А как же быть с малярией? Комары ведь таможню не проходят…

- С малярией ситуация иная. Да, риски её появления в нашем регионе существуют. В Российской Федерации с 2018 года произошел всплеск заболеваемости малярией на 66,7%. Всего было зарегистрировано 148 случаев. И в последующие годы снижения не было.

В Пензенской области малярия исключительно завозная. Ежегодно регистрируются по 1-2 случая завозной малярии из Индии среди туристов или студентов из Индии. В сентябре 2018 года у нас впервые за последние 50 лет был выявлен случай тропической малярии у курсанта, прибывшего на обучение из Гвинеи. В прошлом году в Пензенской области также был выявлен один завозной случай у учащегося подготовительных курсов одного из пензенских учебных заведений, который приехал из Судана. Однако ситуация держится под контролем, в 2023 году клинико-диагностическими лабораториями региона было обследовано на малярию 745 лихорадящих больных (для сравнения: в 2022 году – 335). В тёплое время года с появлением комаров риски появления малярии возрастают. В Пензенской области средняя продолжительность сезона передачи этой инфекции составляет 100 дней.

Про родники и трубы

- Какие еще сезонные вирусы опасны для жителей нашего региона?

- В тёплое время года чаще всего встречаются кишечные инфекции, среди которых самыми распространёнными являются ротавирусная, норовирусная и энтеровирусная. Не нужно забывать и о бактериальной этиологии: сальмонеллезе, шигеллезе, кампилобактериозе. Способ передачи всех этих инфекций – фекально-оральный. То есть через рот. Говоря другими словами, очевидно, что летом риски наглотаться грязной речной или озёрной воды, равно как и съесть немытые фрукты и овощи, на которых могут находиться возбудители заболеваний, существенно выше, чем зимой. 

- Насколько безопасно пить воду из крана?

- Делать этого не стоит. Особенно весной, когда грунтовые и талые воды пополняют водоёмы и риски заразиться инфекцией через воду увеличиваются. Я уверена, что соответствующие службы контролируют состояние воды в водопроводах, но не нужно забывать о том, что внутренние стенки труб в ваших жилищах накапливают отложения, которые в жаркое время года вполне могут стать благотворной средой для размножения микроорганизмов. 

- Многие считают, что родниковая вода – самая чистая. Насколько они правы?

- За зиму погибают животные, которых специалисты считают переносчиками инфекционных заболеваний. При таянии снега всё это уходит в землю и грунтовыми водами в виде родников выносится на поверхность. Вирусы и болезнетворные микроорганизмы могут существовать в жидкой среде очень долго даже при низких температурах. При этом они обладают устойчивостью к дезинфицирующим средствам. Поэтому весной, как правило, наблюдается рост заболеваемости кишечными инфекциями, энтеровирусами и гепатитом А.