Штучный «товар». Чем привлекают куклы взрослых

Юлия Горшкова / АиФ

Если кто не знает, первые куклы появились совсем не для того, чтобы развлекать плаксивых малышей. Они несли куда более глубокий смысл - олицетворяли языческие божества, «плохих» и «хороших» духов.

   
   

Это уже потом кукол наделили «обязанностью» быть лучшими друзьями детворы, чтобы через игру и сказку закладывать в детские сердца доброту и житейскую мудрость. Так что куклы - это серьезно. Даже если они живут в кукольном театре и каждый день «выступают» перед ребятней.

В сентябре Пензу посетили лучшие кукольники страны. Каждому из них было что показать и о чем рассказать на V Международном фестивале камерных спектаклей театров кукол «Улитка».

Большинство постановок отличались глубиной и философским содержанием. И, конечно, далеко не все они предназначены для детского зрителя. Взять хотя бы спектакль-вариацию на тему сказки Пушкина «Рыбак и Золотая рыбка», которую привез театр из Болгарии. На взрослых рассчитан и хорошо известный пензенцам спектакль нашего кукольного дома «Попугай и веники». Да и «Ваня» питерского «Карлсон хауз» тоже далеко не детский.

Кстати, почти никто из актеров, а тем более, режиссеров не мечтал связать свою жизнь с куклами. Например, главреж пензенского «Кукольного дома» Владимир Бирюков, который на протяжении 29 лет является единственным, кто ставит в нашем театре спектакли, с детства мечтал  быть «человеческим» актером. Но когда пришла пора поступать в Днепропетровское театральное училище, выяснилось, что в этом году «на драму» не набирают. Пришлось поступить на курс «Актер театра кукол». Оно и к лучшему: под его руководством пензенский кукольный стал обладателем пяти премий «Золотая маска».

Не мечтал о карьере кукольника и режиссер театра им. Образцова Борис Константинов, который вместе со своими актерами тоже участвовал в «Улитке».

   
   

«Я никогда не думал, что судьба сведет меня с театром кукол, - рассказал нам Борис Анатольевич. - Я был обычным деревенским пацаном. Если бы мои друзья узнали, что я играю в куклы, то набили бы мне морду. Поэтому у меня и мысли не было стать кукольником. Отучился на режиссера драмы, а когда нашего педагога пригласили главрежем в кукольный театр, мы - его ученики - пошли за ним. Думали, поиграем немного кукольные спектакальки и сделаем нормальный ТЮЗ. Но потом я попал на фестиваль, на котором с ошеломительным успехом выступали западные кукольные театры, и понял, что куклы - это больше философия, чем театр. Влюбился по уши и не жалею. К тому же, драматических режиссеров миллионы, а кукольных мало. Они - штучный товар».

Вместе с Константиновым в Пензу приехала директор театра им. Образцова Ирина Корчевникова (мама известного телеведущего Бориса Корчевникова). От имени московского театра она подарила Владимиру Бирюкову символ дома Образцова - стеклянную композицию в виде руки, держащей земной шар.