Пензенец, оперный певец Александр Мозжухин прославил на весь мир русскую оперу, познал ужас немецких лагерей, умер на чужбине, но до самого последнего дня считал себя советским человеком.
В мае 1923 года начался тур Александра Мозжухина по Европе, затем он выступил в Америке, Китае, Японии. По окончании гастролей намеревался вернуться на родину, однако его желание так и не сбылось. Историю знаменитого певца и родного брата актера Ивана Мозжухина рассказывает penza.aif.ru.
Хотел быть скрипачом
В семье Александра Мозжухина высоко ценилось искусство. После окончания в Пензе духовного училища и духовной семинарии в 1900 году он поступил в московское Музыкально-драматическое филармоническое училище, где обучался игре на скрипке. Однако истинное призвание Александра Мозжухина оказалось в другом: его яркий голос заметили преподаватели вокала и предложили обучаться бесплатно. Также он 1,5 года брал уроки у знаменитой певицы, профессора Юлии Вишневецкой. Параллельно с этим пензенец начал свою артистическую деятельность. Дебют будущей звезды оперы состоялся в Большом театре на благотворительном концерте в 1903 году. А в 1904 году Мозжухин выступал в Пензе на сцене Летнего театра. В это же время талантливый юноша был представлен в Музыкальном кружке Керзиных – самом известном на тот момент объединении любителей музыки. Там Александр Мозжухин завёл полезные знакомства. Тогда же он и сделал окончательный выбор дальнейшего творческого пути.
С Шаляпиным Мозжухина сравнивают неспроста, у них и правда было много общего: оба из крестьянских семей, оба выступали на одних площадках, ими восторгались в России и за её пределами. Вот только Мозжухин был на 5 лет младше, раньше начал выступать, и голос у него был куда сильнее.
«Мозжухин живёт сценой, он играет, словно пиршествует по ней, увлекаясь ролью, переживает с задуманным им образом все его положения, драматические и комические. Всюду во всех ролях тонкая вдумчивость, игра, задуманный образ вырастает и создаёт художественное впечатление благодаря счастливому сочетанию природных средств с тонкостью интуиции и образцовой техникой», – писали музыкальные критики того времени. Если для Фёдора Шаляпина в выступлениях было важно показать возможности своего голоса, то для Мозжухина важно было раскрыть глубину произведения, которое он исполнял.
О высоких вокальных данных Мозжухина красноречиво говорит следующий факт: в одной из опер Вагнера, которая на тот момент шла шесть часов без антракта, у Мозжухина была партия из двух часов чистого пения. Эту партию никто, кроме него, повторить так и не смог. Эту оперу ставят и сейчас, но уже в усечённом виде, как раз потому, что полная версия вокалистам не под силу. Однако Мозжухин пел не только оперы: он также известен как исполнитель романсов и популяризатор камерной музыки.
Что касается самого Шаляпина, то он, хоть и не говорил прямо, но ревновал к таланту молодого исполнителя. Есть версия, что он даже подсылал к журналистам, пишущим восторженные рецензии выступлений Мозжухина, своего человека, который непрозрачно намекал, мол, не стоит так сильно хвалить. При этом с братом Мозжухина, Иваном, Шаляпин поддерживал дружеские отношения и состоял в переписке.
Эмигрант поневоле
Весь мир узнал о Мозжухине, когда он с 1923 по 1925 год объездил с гастролями Европу (Швецию, Норвегию, Данию, Германию, Бельгию, Францию, Англию, Италию), Америку и Азию. Все концерты прошли с аншлагами. Залы рукоплескали, в его распоряжении были самые лучшие площадки мира, но он не собирался оставаться за рубежом, он считал себя советским человеком и гордился этим. Однако, несмотря на это, после своего мирового турне на родину он не вернулся.
«Сложно сказать, как так получилось. С одной стороны, непонятно почему, Мозжухин не стал продлевать визу. С другой, на тот момент его брат Иван уже эмигрировал. Учитывая то, какое внимание в то время уделялось тому, какие у того или иного публичного человека родственники, не исключено, что данный факт стал причиной того, что в какой-то момент имя Александра Мозжухина перестали упоминать, словно и не было его никогда. И это при том, что фильмы с участием его брата, например, появлялись в кинопрокате и собирали отличную кассу», – продолжила Ирина Немова.
Нельзя сказать, что Александр Ильич ничего с этим не делал. Он неоднократно подавал документы в консульство, чтобы была возможность выехать на родину. Однако то документы терялись, то возникали другие причины.
«Мы были записаны во все уже уехавшие группы и заявления о своём отказе ехать с ними не делали, поэтому по понятию «справедливости», если его понимать так, как надо его понимать, и особенно нам, советским гражданам, мы имеем все права и преимущества на получение просимых нами виз, – писал Александр Мозжухин в консульство. – Надеемся, что консульство наше поймёт нас как своих товарищей и советских граждан, преданных своей Родине и её правительству во главе с нашим дорогим Вождём Иосифом Виссарионовичем Сталиным».
При этом он продолжал выступать на европейской сцене, обучать начинающих артистов. Кроме того, он создал русскую оперу в Париже. Его труппа исполняла музыкальные шедевры на русском языке и имела большой успех. Так было до тех пор, пока не грянула Вторая мировая война, и Франция не попала под оккупацию.
Александр Можухин провёл несколько месяцев в немецком концлагере. Его жена вспоминала, что вернулся он оттуда еле живым. Выступать как раньше, он уже не мог. Его последний концерт состоялся в Париже в 1950 году, а осенью того же года он исполнил роль пастора в пьесе Г. Ибсена «Привидения». Игру Мозжухина высоко оценили зрители, европейская пресса выпустила ряд хвалебных рецензий. Однако великому оперному певцу и яркому артисту оставалось жить недолго.
Он умер 1 июля 1952-го от тяжёлой болезни. По иронии судьбы именно в этом году было принято постановление о том, что советские граждане, находящиеся за рубежом, могут вернуться на родину. Более того, в этом списке Мозжухин с супругой были в числе первых. Александр Ильич не дожил до этого момента совсем немного.
Имя Мозжухина стало появляться в советской прессе только в 60-х, о его таланте снова заговорили, да так, будто так было всегда, и никто о нём не забывал.
Память о знаменитых братьях жива и по сей день. В 1989 году в селе Кондоль Пензенского район открыт музей имени братьев Мозжухиных в честь 100-летнего юбилея Александра Ильича. В экспозицию музея вошли подлинные документы, предметы, фотографии из жизни и роли братьев.