Исследователь русского церковного пения Иван Гарднер с удивлением отмечал, что даже за рубежом, во Франции и Германии, просят исполнять молитвенные хоры русского музыканта Александра Архангельского.
В этом году исполняется 100 лет со дня его смерти. В Пензе в память об этом событии прошел Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений РПЦ.
Почему певчие со всей страны до сих пор исполняют композиции пензенского музыканта? Как он стал фаворитом нескольких русских царей? Благодаря чему Архангельский добился успеха за рубежом? Об этом – в материале penza.aif.ru.
Реформатор
Александр Андреевич Архангельский родился в семье священника 11 октября 1846 года в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии.
Когда мальчику было семь лет, семья лишилась кормильца: отец пытался спасти тонущего псаломщика, но в результате погиб сам. Такой пример самопожертвования будущий композитор запомнил на всю жизнь: он и сам всегда старался помочь тем, кто находился в беде.
Талант музыканта у Архангельского проявился рано: уже в шесть лет он начал петь в церковном хоре. А когда подростку исполнилось 16 лет, стал им руководить. Новую должность в столь раннем возрасте Александр получил неожиданно для себя.
Однажды во время службы не оказалось регента (руководителя церковного хора). Тогда Александр встал перед певчими и провёл службу так, что потом ни у кого не возникало вопроса: «Кто будет теперь регентом архиерейского хора?»
После окончания Пензенской духовной семинарии Александр Архангельский отправился в Петербург. В столице России он сделал то, что можно было бы назвать революцией в церковном песнопении. В 1880-м пензенец организовал смешанный хор, обладавший обширным для того времени репертуаром: в него входили обработанные народные песни, хоровая классика, сочинения современных композиторов. Кроме того, Архангельский добавил западноевропейскую музыку, включил композиции с инструментальным сопровождением. Многие из этих произведений были исполнены в России впервые.
Архангельский первый заменил детские голоса мальчиков на женские. До этого в хоре пели исключительно мужчины. Это нововведение быстро распространилось по всей России. Уже к началу XX века в церковных хорах, особенно в приходах, женские голоса стали доминирующими.
«Именно благодаря Александру Архангельскому девушки появились не только среди певчих, но и среди регентов. Сейчас среди обучающихся на регентов девочек больше, чем мальчиков», - отмечает доктор искусствоведения Оксана Шелудякова.
Среди певчих, которыми руководил Архангельский, была и его жена – Пелагея Клементьева. Она позднее стала инспектором хора.
Любимец императоров
Музыканта-реформатора заметили и при Царском дворе. С подачи Великой княгини Екатерины Михайловны (внучки Павла I) хор Архангельского стали приглашать во дворец. Его покровителями были императоры Александр III и Николай II.
Композитор получил признание и за рубежом. Он вместе с хором выезжал на гастроли за границу: во Францию, Германию.
Успех не вскружил композитору голову, Александр Архангельский не старался заработать на нём. Но всю жизнь музыкант использовал своё положение, чтобы помогать людям. Так, он устраивал благотворительные концерты для студентов, чтобы молодые люди, у которых не было денег на билет, могли насладиться духовной музыкой.
Архангельский наотрез отказывался вводить в своём хоре какие-либо дисциплинарные наказания. И это несмотря на то, что в те времена они были распространены.
«Я уверен, что между дирижёром и его певчими должны быть отношения доверительные и взаимопонимающие», - говорил он композитору Борису Шереметьеву. Конфликты в хоре, когда они происходили, решал лишь силой своего мудрого слова.
Несмотря на свою загруженность, Александр Андреевич не забывал про Пензу. 11 мая 1902 года он присутствовал на торжествах в городе, связанных с открытием Пензенского отделения благотворительного церковно-певческого общества. Тогда композитор дирижировал объединённым хором епархии из 500 человек.
Когда Пензенская духовная семинария отмечала свой 100-летний юбилей, Архангельский написал кантату на стихи ученика 6 класса Ивана Зимаева, она стала изюминкой торжества. Сегодня эта композиция является гимном семинарии.
Архангельский вовлекал в своё творчество множество талантливых людей. Например, в его хоре солировал Фёдор Шаляпин, исполнял всемирно известное «Верую».
«По всей России нет таких хоров, которые бы не знали и не исполняли композиции Архангельского. Его духовные сочинения могут составить почти полный годовой богослужебный круг», - обращает внимание Оксана Шелудякова.
Эмигрант
Революция 1917 года стала переломной в жизни Архангельского. Голод и холод в первые послереволюционные годы композитор переносил как мог. На судьбу не жаловался. За один из концертов ему заплатили лишь дровами, и музыкант был счастлив, ведь в тот день он смог затопить камин на несколько часов.
Когда большевики забрали у него загородный дом под Петербургом, он умолял новую власть лишь об одном - отдать ему ноты из дома. Даже эту просьбу не выполнили.
Но смириься с запретом на исполнение духовной, церковной музыки композитор не смог. Без неё он не представлял своей жизни. В 1922 году Александр Архангельский вместе с женой эмигрировал из России в Чехию.
Александр Андреевич скончался 16 ноября 1924 года в Праге. Почти полгода его вдова добивалась того, чтобы перевезти прах в Россию. В 1925-м его перезахоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на могильной плите выгравировали ноты из композиции «Внуши, Боже, молитву мою».
Память об Архангельском живёт до сих пор. Его имя было присвоено Пензенскому музыкальному училищу.