100 дней Кирилла Застрожного
23 июля исполняется ровно 100 дней, как Кирилл Застрожный, бывший заместитель начальника областного управления культуры и архива, возглавил Пензенскую картинную галерею. Предыдущий директор Валерий Сазонов возглавлял этот музей 40 лет. За это время галерея переехала со второго этажа художественного училища в отдельное здание.
Сегодня в состав Картинной галереи также входят Музей одной картины, Никольский музей стекла и хрусталя, Губернаторский дом. Работают около 100 сотрудников. Директор Пензенской картинной галереи Кирилл Застрожный говорит, что новшества в их работу вносит постепенно. Так, искусствоведы под руководством нового директора стали выходить на санитарные часы. Но первостепенная задача - сделать галерею посещаемой.
За первое полугодие 2015 года заработаны один миллион 200 тысяч рублей. В планируется заработать три с половиной миллиона.
Сейчас в картинной галерее работает несколько выставок. Одна из них – модного столичного художника Никаса Сафронова. Планируется российско-китайская выставка. Готовится проект «Картина в библиотеке».
«Недавно нам пришло письмо из Азербайджана, - рассказывает Кирилл Застрожный. - Там есть уникальный музей шоколадных скульптур. Они хотят провести у нас выставку, и изготовят одну фигуру по нашей тематике. Возможно, это будет памятник Первопоселенцу или здание Картинной галереи. Даже без достаточного бюджетного обеспечения, которого, впрочем, в полном объеме никогда не было, работать можно. Просто в трудные времена нужно включать голову, и появятся новые идеи и формы работы».
Недавно Пензенская картинная галерея выиграла грант в размере 100 тысяч рублей во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Благодаря этому теперь появилась возможность организовывать выезды во все детские дома и приюты области с познавательно-развлекательными программами.
В планах нового руководства – увековечить память первого директора Валерия Сазонова. Открыть мемориальную доску планируется в сентябре. Доска уже готова – ее нашли за шкафом в директорском кабинете. Оказывается, Валерий Петрович заказал ее при жизни.
Музей одной картины
В Музее осенью выставят уникальную картину - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, который осенью выставят в музее.
Русская богиня была окружена вечной толпой воздыхателей. Одна из самых ее знаменитых выходок – бал в Версале, на который она прибыла в наряде из газовой ткани. Это был настоящий скандал, который только прибавил ей популярности в обществе.
Умерла Римская-Корсакова сорокапятилетней вследствие сердечной болезни. Средний сын продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой. Они жили в имении в селе Проказна, в нем и хранился портрет. Спустя годы его передали в Краеведческий музей, а потом - в Картинную галерею. Другой, кстати, портрет Римской-Корсаковой находится в Лувре.
В поддержку выставки этой картины сейчас идут съемки фильма «Прикосновение к тайне», в котором снимаются актеры пензенского драматического театра.
Искусство и финансы
Средняя зарплата сотрудников Картинной галереи – около 15 тысяч рублей. К примеру, начальники отделов доходят до 22 тысяч, а у смотрителей – 8-9.
Официальных экспертиз сотрудники галереи экспертизы не делают – у них нет ни лицензий, ни специальной аппаратуры. Пензенские специалисты просто высказывают свое мнение по поводу того, могла ли картина принадлежать перу определенного художника. Это делается безвозмездно. Бывает, что обращаются желающие снять копии с картин.
На вопрос, дарят ли галерее картины, Кирилл Застрожный улыбается: «У нас есть экспертно-закупочный совет, который решает, каких картин нам не хватает, что нужно приобрести. Подарки нам делают. Как правило, те, кто проводит у нас свои выставки, потом оставляет какой-то презент».
Недавно в Госдуме прозвучало предложение ввести налог на культуру, который будет взыматься с каждого из нас. Директор Пензенской картинной галереи воспринимает эту информацию двойственно.
«С одной стороны , что-то делать надо, потому что те средства, которые у нас выделяют на культуру, несопоставимы с цивилизованными странами. Вполне вероятно, что налог на культуру нужен, но он должен оставаться там, где эту культуру необходимо развивать, - говорит Кирилл Застрожный. - Если он опять уйдет в большие города, то еще лучше заживет, к примеру, Мариинка. С другой стороны, а как быть провинции?Может быть, учреждения культуры стоит освободить от налогов? Или, наоборот, предоставить какие-то разумные льготы? Возможно, понадобятся какие-то реформы. Или, допустим, в области на несколько театров может быть одна дирекция. Налог - самый простой путь, и не факт, что игра будет стоить свеч. Тем более, что средства уйдут к тем, кто и так неплохо живет».
Смотрите также:
- Остановиться. Оглянуться. Чем запомнится пензенцам уходящий год →
- Не только безнадега. Почему в села потянулась молодежь →
- Жертвы микрозаймов. Как теряют квартиры →