Корреспондент «АиФ» поговорил о детской публицистике с Мариной Танцыревой – главный редактором издающегося в Пензе журнала «Чердобряк».
Последний «Трамвай»
- Марина, как, кому и когда пришла в голову идея создать свой собственный детский журнал?
- Все началось с желания найти хороший детский журнал для дочери. Мы долго ходили по магазинам, но там все полки оказались заставлены «брендовой» периодикой, спекулирующей на известных персонажах – яркой, шумной, но абсолютно пустой и скучной. А мне хотелось, чтобы как в детстве – чтобы читать, рассматривать картинки, собирать подшивки. Так и подумалось – раз не можем найти, сделаем свое.
От идеи вскоре перешли к действиям. Для начала нужно было найти художников и авторов. Искали стандартным способом – через интернет. Писали людям практически наугад, когда никакого журнала еще не было и в помине, поэтому было тяжело. Сейчас, конечно, стало попроще. Мы уже есть, мы уже существуем, пользуемся популярностью, и авторы находят нас сами.
- Какие требования вы предъявляете к художникам и авторам?
- Если говорить об иллюстрациях, то для нас совершенно не приемлема компьютерная рисовка. Сейчас многие издательства идут по простому пути – заказывают у какого-нибудь художника десяток рук, десяток ног, десяток голов, а потом собирают их в картинки. В итоге иллюстрация получается скучной, пустой, безжизненной. У нас же все нарисовано вручную. И даже если в картинке есть какие-то маленькие огрехи, они только придают ей живости.
То же самое относится и к рассказам. Конечно, сейчас мы отдаем предпочтение профессиональным авторам, но профессионализм – это вовсе не единственное мерило качества. Например, недавно мне пришел большой рассказ от начинающей писательницы. С точки зрения стилистики, слога его нужно править и править. Но там настолько интересный сюжет, настолько живые персонажи, что мы, я думаю, его возьмем. Будет в нашем журнале увлекательный рассказ с продолжением.
- Как обстоят дела с журналом сейчас?
- Двояко. С одной стороны – у нас есть читатели. Нас выписывают не только в Пензе, но и в других городах и даже в других странах. С другой – пока издание журнала не окупает себя даже на четверть.
Почему мы до сих пор существуем? Наверное, потому, что такого продукта в Пензе больше нет. Да и не только в Пензе. Это общая беда – за исключением «Мурзилки» и еще, может быть, пары подобных изданий у нас в стране вообще нет качественной детской литературной периодики.
- Но ведь когда-то она была. «Веселые картинки», «Костер», «Кукумбер», «Юный натуралист» - продолжать можно очень и очень долго. Куда все подевалось?
- Я приведу такой пример. Был еще один замечательный журнал – «Трамвай». Он появился в 1990 году, а уже в 1995 закрылся. Много позже главный художник «Трамвая» Анатолий Дубовик написал, что имел разговор с одним крупным книгоиздателем. Тот сказал Дубовику: «Знаешь, почему у вас ничего не вышло? Вы издавали журнал для детей. А надо было для прибыли». Добавить тут, собственно, нечего.
- Дело только в деньгах?
- Есть и другой момент. Ни один ребенок не придет в магазин и не скажет: «Мама, хочу «Чердобряк»!» - если до этого ни разу не держал его в руках, конечно же. Они скорее потянутся к чему-то раскрученному, узнаваемому. Ребенка к чтению нужно приучать, а это непросто. Приучать – значит, сидеть с ним вместе, листать страницы, делиться впечатлениями – словом, общаться. Очень часто на выставках и презентациях к нам подходили люди и спрашивали, сколько стоит журнал. Мы отвечали – сто рублей. «Сто рублей? Ой как дорого!» - качали головами они и тут же с соседнего стенда покупали ребенку какую-нибудь китайскую игрушку за триста. Игрушка ведь светится, пищит, катается. Ее можно дать своему чаду в руки – и забыть о нем на какое-то время. С журналом так не получится.
Не понимают
- А нужны ли вообще современным детям литературные журналы?
- Современный мир наполнен носителями «короткой» и динамичной информации. Емкая цитата в интернете. Яркий мультфильм. Активная компьютерная игра. Если детский журнал, то тоже "быстрый" - дать, занять, отвлечь. При этом и мозгу, и телу не нужно работать. Информация сама потоком льется в голову ребенка, не требуя от него никаких усилий.
При постоянном доступе к компьютерам и другим гаджетам, у детей просто нет понимания необходимости длительного, художественного чтения. А ведь именно чтение дает возможность человеческому мозгу развиваться, узнавать новое, решать жизненные задачи, примерять на себя различные ситуации и извлекать из них бесценный опыт, развивать воображение, язык. Литературный детский журнал как раз и является тем важным воспитательным моментом, который может показать ребенку, что читать - это здорово и интересно.
- Вы пробовали искать поддержку «наверху»? Обращались в правительство, а администрацию?
- Пробовали, конечно. И не сказать, чтобы никто не отзывался – в Управлении культуры, например, меня представили руководителям учреждений культуры, со многими из которых мы сейчас плотно сотрудничаем, в «Центре инноваций социальной сферы», когда я уже хотела бросить все и закрыть журнал – был такой период – помогли с решением бизнес-вопросов и оказали, да и сейчас оказывают, очень значимую поддержку. Но вот до прямой финансовой помощи – того, в чем мы нуждаемся больше всего – дело как-то не доходило. Хотя я собираю статистику и знаю, что практически в каждом городе есть свой детский литературный журнал, который находится на государственном обеспечении. У нас же складывается очень странная ситуация: все однозначно «за», все от нас в восторге – и на этом все и заканчивается. Мне кажется, потому, что там просто не понимают двух важных вещей. Первая – литературная детская периодика сегодня необходима. Вторая – без поддержки сверху она не выживет.
- А если взять опыт других стран – например, ближнего зарубежья? Как там обстоят дела с детской периодикой?
- Мне довелось побывать на Украине и в Белоруссии. И вот там детской периодики очень много. И периодики качественной - как по форме, так и по наполнению. И мы были очень удивлены, когда узнали, что вся она находится на государственном финансировании.
- А почему у нас этого нет?
- В этих странах очень любят и ценят свое советское прошлое. У нас же от него упорно пытаются откреститься: «В совке все было плохо». Да нет. Конечно, было много перегибов, но что-то хорошее, что-то полезное почему бы и не перенять? Хотя бы опыт той же детский периодики, которая воспитывала поколение, прививала ему какие-то художественные вкусы, учила читать, учила думать.
Я не противница Запада, совсем нет. Просто – а как же наше? Как же свое? Ведь активистов много. И перспективы есть. Но пока государство не решит поднять этот пласт, взяться за эту проблему, детские журналы будут загибаться.
Смотрите также:
- Свое поможет. Что предлагает пензенцам местный производитель лекарств →
- Редкий синдром. Маленькая Соня продолжает борьбу за жизнь →
- Неумолимая статистика ожирения. Почему мы толстеем →