Новогодняя ёлка, как ни странно, является тем атрибутом праздника, который то запрещали, то разрешали. О ней столько раз меняли мнение первые лица государства с XVIII века (после того, как традицию украшать дерево ввёл Петр I) до второй половины XX века, что можно смело её называть участницей политических процессов страны.
Карусель запретов
Изначально ель ассоциировалась с Рождеством, но не русским, а католическим. Лишь в конце XIX века примирились и власть, и церковь, и народ, но тут началась Первая Мировая война, и про ель вновь вспомнили как про немецкую традицию, а потому попытались всячески запретить.
После смерти Ленина вопрос о елках вновь был развёрнут на 180 градусов и праздники запретили, а тех, кто ёлку ставил, начали считать врагом народа. Опять же в агитации помогали громкоговорящие плакаты и газеты.
В Пензе проводятся специальные антирелигиозные вечера с докладами и спектаклями. Так, в 20-е годы на заводе ЗИФ комсомольцы организуют так называемую «живую ёлку» взамен настоящей, которая теперь расценивается как «уступка мещанству». Активисты соорудили огромный конус, состоявший из десятка деревянных площадок, диаметр каждой из которой был меньше прежнего – получилась конусообразная вышка, на которой выступали эстрадники (молодой коллектив «Синяя блуза») с лекцией и концертом.
Наша ёлочка, гори!
Только 28 декабря 1935 года были «реабилитированы» новогодние праздники товарищем Сталиным как доказательство того, что жить стало лучше.
И уже на следующий день, 29 декабря, в «Рабочей Пензе» №290 выходит статья под названием «Организовать встречу 1936 года». Там для работников ЗИФа и швейной фабрики анонсируются праздничные мероприятия: 31 декабря с оркестром, конкурсами, балом-маскарадом; 1 января - утренники для детей, награждение стахановцев и культурно-развлекательная программа.
Сама зелёная красавица активно пропагандируется на страницах как «желанная гостья в каждом доме», а уже не «буржуазная затея», как писали о хвойном дереве в прошлом. Только за 30 и 31 декабря 1935 года и за 2 первых дня января 1936 года ахунским питомником лесопаркового хозяйства было продано около тысячи ёлок.
«Рабочая Пенза» сообщала о выполнении задания «празднование Нового Года»: в школах и детских садах, на заводах и фабриках, в больницах и детдомах проведено более 80 ёлок, на что из профсоюзных организаций было выделено 25 тысяч рублей, чтобы охватить около 13 тысяч детей. Украшения для ёлок в виде пряников и бисквитов предприятия Пензы заказывали на Бисквитной фабрике им. Сталина, она находилась по адресу Инвалидная, 30 (ныне ул. Баумана, 30, завод «Пензмаш»). Там же комплектовали и вкусные подарки детям.
Завершились праздники с широким размахом - 10 января 1936 года, в последний день школьных каникул, на катке «Динамо» состоялся большой детский карнавал в окружении сразу трёх украшенных ёлок с играми, призами и выступлением лучших конькобежцев.
В Доме пионеров в 1937 году проводится первая детская ёлка этого учреждения, на которой был показан спектакль «Руслан и Людмила». Праздники здесь на долгие годы станут одними из самых любимых у маленьких пензенцев.
Марс, Марс, я Земля
К 50-м годам прошлого века празднование новогодних ёлок для детей именовалось уже не иначе как «материнской заботой партии и народа о молодёжи». Подготовительный процесс в школах не отличался от нынешнего: дети и педагоги заранее делали декорации, ставили номера, но сам ход мероприятия сейчас бы очень удивил маленьких гостей, ожидающих встречу с Дедом Морозом.
«Спи, мой плакса,
Мой чёрненький, как вакса.
Усни, сынок, тебе спою
Про Африку свою.
Спи, ля-ля, ля-ля, бай.
Пусть тебе приснится рай.
Пара ласковых горилл
И нежный крокодил…»
Вскоре Дед Мороз прилетает на праздник и играет с ребятами во взлёт межпланетной ракеты обратно на Марс, мотивируя словами: «Ребята, нас вынес циклон в зелёную улицу Млечности. Марс вспыхнул над нами, огни расстеля…». Конечно же, дети «летят». В заключение праздника все «приземляются» и поют песни о «великой нашей родине».
Сейчас кажется странным упоминание о марсианах на новогоднем празднике, но тогда это было вполне в духе того времени. В январе 1959 года был запущен космический аппарат «Луна 1», что воодушевило учёных на дальнейшие свершения, мечтах о Марсе (и в 1962 году аппарат на красную планету всё-таки отправлен). Все ждали этого дня, что, конечно, не могло не отразиться в сценариях детских праздников.
И многонациональные песни также были объяснимы политическими процессами в мире: способствовала деколонизация, в которой Советский Союз принимал активное участие.
Москва отстаивала право каждого народа на самоопределение, национальное равноправие и отказ от расовой дискриминации. Таким образом, ёлка оказывается вновь вещателем политики партии.
Опасности в праздники
Несмотря на яркое освещение празднования Нового года, в газетах также выходят предупреждающие статьи о сложной эпидобстановке в дни каникул.
Приятное времяпрепровождение в праздники устраивали и взрослым – организовывались катки, давались музыкальные концерты с оркестром (выезжали даже в больницы), спектакли в театрах, в кинотеатрах шли фильмы, проводились разно-образные соревнования от шахмат до коньков. Однако, не все всегда были довольны, и газеты писали о том, что где-то каток плохо залит, где-то продают не ёлки, а самые настоящие палки.
Придумали и новое развлечение: для возможности поздравить своих родных или друзей предоставлялась такая услуга как «Новогодняя поздравительная телеграмма». С квартирных номеров можно было обратиться на телеграф и послания доставлялись в указанный заявителем срок, причём праздничных надбавок за это не делали.