Дар Репина и Шишкина. Как в Пензе появилась картинная галерея

В 1890 году в Париже, в отеле «de Beaute», польский социалист Станислав Падлевский застрелил Николая Селиверстова, бывшего пензенского губернатора, одного из руководителей 3-го отделения жандармерии, которое боролось с революционерами-террористами.

   
   

Селиверстов был обеспеченным человеком: он завещал 300 тысяч рублей на открытие рисовального училища в Пензе. Кроме того, в дар городу передавалась богатая библиотека, собрание картин и антиквариата. Эти коллекции стали основой для экспозиций пензенского музея, позднее - Пензенской картинной галереи. Общая сумма пожертвований составила около полумиллиона рублей.

По иронии судьбы руководителем и училища, и музея назначили Константина Савицкого, человека, которого в своё время считали не самым благонадёжным. Но именно благодаря тому, кто в свое время выступал против руководства Академии художеств, в Пензе стала активно развиваться сфера культуры.
В этом году исполняется 180 лет со дня рождения Константина Аполлоновича.

 Третьяков помог

Константин Аполлонович родился 6 июня 1844 года в Таганроге. 
Он рано потерял родителей и оказался под опекой дяди. Тот хотел дать племяннику образование в области философии и поэтому отправил юношу в Германию, в учебное заведение с пансионом в городе Биркенруэ. Но у Савицкого была страсть к рисованию, а не к философским размышлениям.

В 1862 году он буквально сбегает из Германии в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. Обычно в ней учились  5-6 лет. Савицкий учился девять лет. 
В том, что касается рисования, он был самоучкой и ощущал, что уровню Академии не соответствует. Юноша на два года взял академический отпуск, чтобы самостоятельно практиковаться  в живописи.

Его трудолюбие было вознаграждено. Савицкий получил несколько наград, заслужил стипендию императора Александра III. Но его взгляды на искусство не разделяло руководство Академии художеств. 

   
   

Критиковали академиков

Во время учёбы Константин сближается с Ильёй Репиным, Иваном Шишкиным,  Иваном Крамским. Сейчас их считают русскими классиками, художниками-передвижниками. А поначалу их называли выскочками, которые позволяли себе критиковать Академию художеств. 

Выпускники учебного заведения не хотели создавать картины с античными сюжетами, стремились к экспериментам в  жанровых работах и психологических портретах. 
За то, что разделял их взгляды, Савицкий и пострадал – к конкурсу на Большую золотую медаль его не допустили. Зато он смог продолжать развиваться как художник.
Первое признание Савицкий получил благодаря своему полотну «Ремонтные работы на железной дороге». Картину приобрел для своей галереи Павел Третьяков, после этого Константин Аполлонович становится одним из признанных лидеров объединения «передвижников». 

«В своих работах Савицкий обращался к образу простого человека, к тем общественным проблемам, которые возникли после отмены крепостного права. Поэтому одним из главных направлений в его творчестве является жанровая картина», - рассказывает методист культурно-образовательного отдела Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого Светлана Казицына.

Деньги, заплаченные Третьяковым за картину, дали Савицкому шанс отправиться за границу. Он прожил там с супругой два года. В Россию вернулся после трагической смерти жены. Пара не могла иметь детей, жена сильно ревновала Савицкого и покончила жизнь самоубийством.

Училище по наследству

В 1897 году совет Академии утверждает Савицкого директором открываемой в Пензе рисовальной школы. В её здании долгое время находился  музей, в основу которого легли коллекции Селиверстова. 

«Выбор пал на Константина Аполлоновича, потому что после возвращения в Россию он занимался преподаванием в Петербургском училище барона Штиглица и Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Но насчёт нового назначения Савицкий сомневался. На тот момент художнику было уже 53 года, у него имелись проблемы со здоровьем: с самого детства его преследовала астма. Кроме того, он беспокоился, что должность директора училища будет отвлекать от собственной творческой деятельности. Но в то же время для него было важным создать в провинции школу живописи, выпускающую художников», - объясняет Светлана Казицына. 

Повлиял и тот факт, что живописец уже был знаком с пензенской губернией.

«Здешний край благодатный своим смешением разных национальностей, что ни деревня, то новые типы, обычаи … пестрые блестящие картины», - писал он из села Протасово Пензенской губернии художнику Василию Поленову.

Имела значение и финансовая сторона вопроса. Савицкому нужно было обеспечивать вторую супругу и семерых детей. На протяжении всей своей жизни он не был особо богатым. Фактически до жизни в Пензе не имел собственного дома и со своей многодетной семьей жил на съёмных квартирах. В Пензе же ему обещали постоянное жилище и хорошую академическую зарплату. В результате Савицкий решается и переезжает из столицы в провинцию, в Пензу.
 

 

«Пришли небольшой рисуночек»

Открытие училища стало крупным культурным событием для губернии.

Константин Савицкий к своей новой должности отнесся очень ответственно. Он закупал оборудование для учебного заведения, подбирал учебные пособия, а также решал вопрос с подбором педагогических кадров. Художник сделал так, чтобы юноши и девушки получали образование вместе, хотя изначально это не предусматривалось программой. 

Савицкий лично проводил экскурсии по музею и выставкам, встречался с учащимися сельских школ и студентами педагогических курсов, которые приезжали в Пензу. Он организовывал выставки произведений известных русских художников, среди которых были Шишкин и другие члены Товарищества передвижников. В музей привозил произведения древнерусского искусства, изделия народных промыслов. 

Академия присылала в дар живописные работы русских мастеров, графические листы и скульптуры. Кроме того, Савицкий сам просил знакомых художников прислать что-либо для музея. Так в Пензе оказались работы Репина и Шишкина. 

«Что стоит тебе дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя», - писал он Виктору Васнецову. В свою очередь, Савицкий первым подарил музею картину «Инок», над которой он завершил работу в Пензе в 1897 году. Таким образом, жители Пензы могли ознакомиться с новейшими произведениями искусства. 

Помимо работы в музее, Савицкий продолжал заниматься живописью. В Пензе он создал картину «Гурт», которая привлекла внимание Максима Горького, когда тот гостил у Савицкого в 1904 году, а также полотна «Крутой спуск» и «Портрет жены с сыном». Все эти работы находятся в собрании Пензенской областной картинной галереи.

Скончался Константин Савицкий внезапно от паралича сердца ночью 31 января 1905 года. Особенно горько эту утрату переживали воспитанники художника.

 «Горе учеников я не могу описать, так оно велико, были пролиты реки слёз, самых искренних. Все дни и ночи ученики не отходили от гроба», - писал преподаватель училища Н. К. Грандковский.