Примерное время чтения: 10 минут
110

Юрий Голодяев о Тик Ток и ЕГЭ: общению в интернете надо учить со школы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Пенза 01/06/2022
Вячеслав Колесников / АиФ

1 июня отмечается день защиты детей. Один из тех, кто посвятил им всю свою жизнь, – Юрий Голодяев. Он 16 лет занимал должность руководителя управления образования Пензы. О воспитании и обучении, об интернете в детском саду и политике в школьных коридорах он рассказал «АиФ»-Пенза».

Досье
Юрий Александрович Голодяев родился в 1961 году. Выпускник Пензенского государственного университета. Работал учителем в школах Пензы, с 2005 по 2021 возглавлял Управление образования города. С 2021 года руководит МБУДО «Центр технологического обучения» г. Пензы. Педагог-новатор, эксперт проекта «Кремль. Орг». Имеет звание «Заслуженный учитель РФ» (2003). Награжден знаком «Отличник народного просвещения» (1993).

Мышцы для бодибилдера

Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Юрий Александрович, последние 30 лет школы постоянно реформируют. Вы, когда возглавили пензенское образование, также стали вводить новшества. Не слишком ли много реформ для одной системы? Стоило ли вообще трогать советскую школу?

Юрий Голодяев: Советская система была одна из лучших в мире. Она быстро вывела СССР в число передовых стран. После прорыва Советского Союза в космос Кеннеди заявил, что американцы проиграли в первую очередь в образовании. После этого США переняли у нас массовую школу с обязательным обучением и закреплением детей по микрорайону. Я ездил с делегацией в Соединенные Штаты, изучал их опыт. 

А нам в 90-е годы казалось, что у нас всё не так. Поэтому начали отходить от советской системы, происходило это под кураторством Запада. Я помню времена, когда «Фонд Сороса» проводил семинары  для учителей, для начальников гороно по новым учебникам истории. Всё, что касалось в них советского периода и России, принижалось. «Фонд Сороса» давал деньги на издание этих учебников, платил деньги авторам за их написание. По сути, страна отдала систему образования на откуп Западу. Тут и начались проблемы. Мы не потеряли систему образования только благодаря опытным учителям, большинству родителей. Многие вещи, которые приходили в школы, не принимались. Я напомню про половое воспитание, которое на Западе сейчас перешло все границы. Это не значит, что я против  разговора на эти темы в старших классах. Но это нельзя делать с 4-го класса, тем более с детского сада. Систему образования приходилось отстаивать и нам удалось это сделать. 

- Сейчас дети в начальной школе учатся по развивающим программам, казалось бы, на выходе они должны показывать более высокие результаты. Но вместо этого выпускники идут к репетиторам... 

- В советской школе перед экзаменами большинство детей также переживали, что не сдадут их.

Российская школа даёт качественное образование. Это может подтвердить любой родитель, чей ребенок после отечественной школы поступил в зарубежную: уровень знаний наших детей гораздо выше.

95% школьников сдали бы выпускной экзамен без репетиторов.  Родители стали обращаться к репетиторам, когда  началось расслоение общества. Тот, у кого были деньги, мог в индивидуальном порядке своего ребёнка дополнительно потренировать, чтобы поступить в более престижные учебные заведения. Родители талантливых учеников начали переживать. И началось соревнование, кто кого перерепетитурствует. Но поступление в престижный вуз без интереса со стороны ребёнка счастья ему не принесёт. В этом случае накачать ребёнка знаниями то же самое, что нарастить препаратами мышцы  бодибилдеру. 

ЕГЭ как избавление

- Начались выпускные экзамены в школах. ЕГЭ проводится уже скоро 20 лет, и все эти годы не утихают споры о нём. Он нам правда нужен?

- Эта система не во всём грамотная, не совсем ложится на наш менталитет.  Может быть, ЕГЭ был бы не нужен, если бы в 90-е годы не сложилась система поступления в вуз по блату. Или через специальные подготовительные курсы, которые стоили очень дорого.  У нас был случай в 13 гимназии: ученик занимал призовые места на всероссийских олимпиадах по биологии, а в пензенский вуз поступить не смог. Зато его зачислили вне конкурса в МГТУ им М.Э. Баумана.

ЕГЭ стал решением этой проблемы. И сейчас продолжает решать свои задачи. Выпускники получают право поступить в любой вуз, где вступительные требования соответствуют их знаниям. 

- Сейчас у нас не 90-е годы, контроль со стороны правоохранительных органов жёстче, коррупцию можно было бы минимизировать.

- Но человеческий фактор никто не отменял. Ведь один из минусов советской системы образования был известен: если ты чем-то не нравился учителю, то результат экзамена был непредсказуем. И не забывайте, что сейчас экзамен выпускники сдают один раз. Раньше их было два: в школе и в вузе.

- Почему в прошлом году четверть девятиклассников не сдали с первого раза ОГЭ по математике?

- Из-за сложного материала. Ключ от результатов ОГЭ и ЕГЭ - в Москве. Им можно регулировать баллы, которые получат дети, количество выпускников, которые в результате смогут поступить в вузы. Мы уже сталкивались с тем, что на экзаменах давали сложные задания по химии, информатике. Наверное, в прошлом году в столице тестировали, насколько сложные задания потянет поток выпускников. Был ковид, дистанционное обучение, по качеству знаний мы просели. Видимо, в Москве не учли эти факты, и выдали тесты, которые оказались сложными. Потом прислали другие варианты, которые все сдали. 

- Сейчас заговорили о целесообразности ещё одного новшества, которое было введено в России – Болонской  системе. Благодаря ей высшее образование разбили на магистратуру и бакалавриат. Стоило это делать?

- Не стоило. Система бакалавриата предусматривает наличие минимального достаточного количества знаний, чтобы работать по специальности. Советскую систему минимальное количество знаний не устраивало, она хотела дать максимально возможное количество знаний. Но главная проблема Болонской системы – кураторство Запада. Чтобы попасть на хорошие места в рейтинге, вузу нужно публиковаться в специальных журналах, перечень которых определяет один из фондов в Великобритании. В исследование требовалось заложить определённый взгляд, часто не совпадающий с интересами нашей страны. Болонская система не нужна, надо от неё отказываться, выстраивать собственные рейтинги и быть самодостаточными.

- Но благодаря ей многие наши выпускники могли устроиться на работу за границей…

- До введения Болонской системы в 90-е годы миллионы бывших граждан СССР выехали за границу и благополучно там устроились. Для этого нужно было знать язык страны пребывания и подтвердить знания. Российский диплом никто не запрещал. К тому же сейчас гораздо меньшее число выпускников ориентировано на работу за рубежом. 

Учитель - блогер

- Сейчас принято ругать современное подрастающее поколение: мол, они слушают только блогеров, а учителей и родителей не уважают.

- Всегда старшее поколение считает, что следующее за ним поколение хуже. Нынешние дети не лучше и не хуже, они другие. В этом счастье профессии учителя, он по жизни идёт с новыми поколениями, вынужден за ними тянуться. Сейчас учителя вслед за учениками осваивают информационные среды, тот же ТикТок.

- А как вы к нему относитесь? Считают, что его надо запретить.

- Нормально отношусь. Но общению в интернете детей надо учить со школьной скамьи, не знаю пока, в рамках  каких предметов. Общение всегда должно быть грамотным. Дети должны уметь анализировать то, что предлагают в сети, и уметь отказываться от грязи. Я бы убрал обезличивание интернета. Когда человек действует не под своей личиной, у него снимаются ограничения в поведении.

- А с какого времени можно ребенка запускать в интернет?

- Да хоть с детского сада. Дошкольники прекрасно ориентируются в сети и умеют находить мультфильмы. Но до определённого возраста интернет должен оставаться детским, родители обязаны ставить фильтры. Известно же выражение, что нельзя ребенку говорить о двух вещах: о крови и о сексе.

- А учить через интернет можно? Дистанционное обучение не очень понравилось родителям учеников.

- Дистанционное обучение – эффективное, мы его отработали за два года. Восприятие материала через электронные среды для учащихся – привычное явление, этим они и отличаются от предыдущих поколений. Конечно, дистанционное обучение не может заменить нормальные уроки, но как одна из форм работы имеет право быть.

Дело партии

- В прошлом году педагог пензенской школы рассказала правоохранительным органам о том, что ученица постом поддержала одну из партий. В этом году ученики записали разговор учителя о геополитической ситуации и также передали его  людям в погонах. Это правильные взаимоотношения педагогов и учащихся?

- Школа – не место для идеологии политических партий. Об этом заявляли даже либералы. Большое возмущение родителей вызвало желание неких политических структур вывести детей на митинг. Но это не говорит о том, что на уроках не должны говорить о традиционной нормальной семье, о патриотизме, об отечестве. Об этом нужно разговаривать  как можно больше. 

- Теперь у нас в школах будут поднимать государственный флаг, слушать гимн. Это правильно?

-  Я отношусь к этому, как к ещё одной американской традиции, которую хотят пересадить на нашу почву. У нас были свои методы воспитания патриотизма. Например, советский учебник начинался с гимна, и все помнят его слова до сих пор. 

Блиц-опрос

- Вы рассказывали, что работа на должности начальника Управления образования Пензы отнимала много здоровья. Что давало возможность отвлечься?

- Огород. И рыбалка. Однажды на Волге удачно выплыл на лодке и встал на сазанью тропу. Всего  поймал 19 штук, самая крупная рыба весила 25 кг, самая маленькая – 9. Это было единственный раз в жизни.

- В соцсетях любите общаться?

- На политических или профессиональных форумах. Остальное мне неинтересно. 

- Дочке помогали уроки делать?

- Да, если ещё оставалось, что делать к тому времени, когда я приезжал домой. Обычно этим процессом руководила мама.

- А за двойку ругали?

- Конечно. Обычно ругала опять-таки мама, иногда я присоединялся. Чего-то лишали в наказание: просмотра телевизора, прогулки на улице. Без этого воспитание невозможно. Есть вещи, которые дети обязаны делать, у них кроме прав есть ещё и обязанности, о последних они часто забывают. Надо напоминать.  

- Кто принимал решение, куда ваша дочь пойдет после школы?

- У нашей мамы собачий питомник, дочка любила ухаживать за животными, летом работала в ветклиниках. Её выбор был очевиден, она поступила на ветеринарию в самарский вуз. Мы с женой не спорили.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах