Примерное время чтения: 4 минуты
94

Транспортный тупик. Почему не стоит ждать снижения стоимости проезда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Пенза 18/09/2019

Поиски картельного сговора компаний-перевозчиков, которыми занимается антимонопольный комитет вот уже третий месяц, вряд ли вернут ситуацию с общественным транспортом в прежнее русло. Похоже, для этого потребуется, как минимум, слом существующей системы пассажирских перевозок.

«Пять копеек» от транспортников

Теперь уже с уверенностью можно говорить, что июльское повышение проезда в общественном транспорте тоже внесло свою лепту в результат выборов в гордуму. Уж слишком непопулярное решение на фоне низкой  платежеспособности горожан, да к тому же неподкрепленное серьезными расчетами. Вскользь мелькали комментарии транспортников лишь о росте цен на бензин и инфляции. При этом никто из них – ни «Дилижанс», ни «Меркурий» - публично не представил каких-либо экономических обоснований. Да, собственно, и зачем? Ведь городская администрация перевела их на нерегулируемые тарифы, предоставив свободу действий.

На этом фоне как-то беззубо выглядят ответные меры чиновников по усмирению аппетитов перевозчиков. То 100 автобусов предлагают закупить, то ищут через УФАС картельный сговор. А между тем цены на всех автобусах сравнялись, народ пытается экономить на маршрутках от «Меркурия», где повышения пока не произошло. Ключевое слово – пока.

Нежелательный «онлайн»  

На условиях анонимности корреспондент «АиФ-Пенза» побеседовал с работником одной из транспортных компаний, который выразил общее мнение своих коллег – повышение невыгодно ни рядовым водителям, ни настоящим хозяевам автобусов и маршруток.

«Система пассажирских перевозок в Пензе выстроена таким образом, что крупные транспортные компании являются монополистами маршрутов, не имея при этом собственного автопарка, - констатирует наш собеседник. - Они заключают договор с собственником транспортного средства, скажем так, за аренду маршрута. Ежемесячный платеж за такую «аренду» составляет около 40 тысяч с одной машины. При этом все расходы (заправка, мойка, ремонт и замена деталей, кредит, взятый на покупку машины, и т.д.) ложатся на собственника. К этим суммам надо добавить обязательное подключение к системе Глонасс (15 тысяч) и ее ежемесячное обслуживание (700 рублей). Раз в квартал платится налог (12 тысяч). Пару месяцев назад с нас собрали по 25 тысяч на онлайн-кассы, но устанавливать их не спешат. Понятное дело – сразу же раскроются истинные доходы «держателей маршрутов».

Но даже при таких солидных тратах, рядовые транспортники не хотят дальнейшего повышения цен. Для них это означает только увеличение размера платы для компании, у которой они арендуют маршруты. А денег в собственном кармане точно не прибавится.

«Сейчас люди заметно стали экономить на проезде. Пассажиропоток на маршрутках снизился, разница в четыре рубля по сравнению с автобусом и семью рублями в троллейбусе весьма ощутимая», - резюмирует работник транспортной компании.

Официально

Елена Прокаева, заместитель руководителя УФАС по Пензенской области:

- Проведенная нами проверка выявила нарушения в действиях городских чиновников, которые без конкурсов фактически переоформили свидетельства от 2012 года по маршрутам автобусов большой вместимости №54, 66, 70 и 89. При смене вида тарифа (с регулируемого - на нерегулируемый) свидетельства должны «торговаться» на конкурсе. То же происходит, если перевозки финансируются из какого-либо бюджета. Все перевозчики получали субсидии на перевозку льготников, однако никаких конкурсов не было, из-за чего другие участники рынка были лишены права претендовать на возможность предоставления услуг.       

Также найдены признаки картельного сговора компаний-перевозчиков, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение продлится 3 месяца. Если сговор подтвердится, перевозчикам грозит штраф по ст. 14.32 КоАП РФ. 

Мнение

Денис Леонтьев, вице-мэр г. Пензы:

- На сегодняшний день УФАС не предъявило нам требований к организации торгов по четырем маршрутам, ограничившись лишь предупреждением. Если обяжут – что было бы самым эффективным выходом из данной ситуации – мы сразу же отзовем свидетельства у перевозчиков и проведем торги. Сбоя в работе транспорта не произойдет – на время проведения торгов будет действовать переходный период. Однако до сих пор УФАС не определилось с обоснованностью повышения цен на проезд. Может, перевозчики заложили в стоимость 50% маржи, а мы пока не в курсе.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах