Примерное время чтения: 5 минут
343

Сигналы бедствия. Почему в Пензе погибает малая авиация

Сергей Волчков / АиФ

Воспоминания о было величии

80-е годы прошлого века. Пензенские летчики берут высшие награды на соревнованиях, технопарк оснащен новейшими самолетами, а пойти учиться на пилота может любой, у кого в кармане завалялось 20 копеек.

С «нулевых» годы века нынешнего - технопарк развален. Сейчас желающих пойти учиться почти нет – цены исчисляются сотнями тысяч рублей. Аэроклуб держится на горстке энтузиастов, которые, чтобы свести концы с концами, вынуждены обрабатывать поля.

«Ничего хорошего с авиацией ДОСААФ не происходит, - рассказывает инструктор Пензенского авиационно-спортивного клуба Сергей Назаров. -  Дело в том, что авиация как транспорт – явление убыточное. Она не может себя окупать и существовать самостоятельно тоже не может. Следовательно, ей нужны государственные дотации, которые будут покрывать расходы и давать системе стимул для дальнейшего развития. Когда-то эти дотации были. Потом,  в девяностых, их отменили, и каждый стал работать на себя. В результате имеем то, что имеем – на всю Пензу едва ли наберется пятнадцать человек летчиков».

На вопрос корреспондента, насколько серьезным был кризис, Сергей хмурится. Определение «был» кажется ему неточным. Кризис до сих пор есть.

Сергей Назаров считает, что пензенскую авиацию уже не спасти. Фото: АиФ/ Сергей Волчков

«Мы от пензенского авиационно-спортивного клуба регулярно выезжаем на сборы, общаемся с коллегами по летному ремеслу, - рассказывает Назаров. - И недавно знающие люди рассказали, что в России только два региона не имеют государственных дотаций на развитие авиации ДОСААФ – Чеченская республика и Пензенская область. Кроме них везде, где авиационно-спортивные клубы сохранились, им находят применение. В Сибири, например, с летчиками заключают многомиллионные контракты на патрулирование лесного массива. Пенза, конечно, не Сибирь, но и здесь авиация ДОСААФ могла бы стать огромным подспорьем».

Достаточно вспомнить, как малая авиация использовалась в советские годы. Был «Аэрофлот» - единая централизованная система, которая занималась буквально всем: пассажирскими перевозками, перевозками опасных грузов, работой на местных авиалиния. В Пензенской области тогда в каждом районном центре был свой аэродром. В самой Пензе круглосуточно, без перерывов и выходных дежурил отряд санавиации – на случай, если кому-нибудь из отдаленного уголка региона срочно понадобится медицинская помощь.

Авиационный отряд местного значения патрулировал леса, контролируя опасные участки  Назаров с единомышленниками обращался с таким предложением в региональное министерство лесного хозяйства. И получил ответ: «А зачем это? Мы же пока не горим».

«Мы много ходили, - вспоминает Назаров. - К губернатору, в правительство. И везде нам отвечали одно и то же: «Ребята, держитесь! Скоро все будет». Я уже почти 15 лет инструктором работаю – вот все 15 лет это «скоро» и длится. При том, что просим мы не астрономические суммы – для того, чтобы авиация ДОСААФ в регионе заработала хотя бы вполсилы, нужно 12 миллионов в год. Если брать самый-самый минимум – шесть. Посильные это деньги для областного бюджета? Конечно!»

Точка невозврата

Пока получается, что аэроклуб деньги получает из двух источников: от организации  прыжков с парашютом и от обработки полей. Срабатывает не то, чтобы в ноль, а даже в минус. На будущий год, например, придет время ремонтировать АН-2 – единственный из трех, который до сих пор на ходу. Стоимость капитального ремонта такого самолета составляет три с половиной миллиона рублей. Вопрос, где их взять, остается открытым.

Зарабатывать обработкой полей мешает банальная конкуренция. Пензенские аграрии зачастую предпочитают приглашать летчиков из других регионов – там, где действует господдержка авиации, получается дешевле. Парадокс – иногородние компании трудятся на пензенских полях, а наши, местные летчики, сидят без дела. Хотя, строго говоря, ДОСААФ не должно заниматься ни обработкой полей, ни патрулированием, ни какой-либо иной коммерческой деятельностью, сосредоточившись на подготовке допризывной молодежи.

«Но из-за того, что мы никому не нужны, приходится браться буквально за любую работу, - машет рукой Назаров. – Никаких радужных перспектив для клуба я не вижу. Если уж за пятнадцать лет нас никто не услышал и ничем не помог, каковы шансы, что все изменится в дальнейшем? Я считаю, практически никаких».

Досье
Сергей Назаров. Родился в Пензе в 1974 году. С 1989 по 1991 год занимался в пензенском авиационно-спортивном клубе. После окончания обучения поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации. С 2000 года по настоящее время работает инструктором в пензенском авиационно-спортивном клубе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах