Примерное время чтения: 9 минут
1332

Cкачок во времени. Почему сельские музеи никому не нужны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ-Пенза» 12/09/2018
Полина Тальникова / АиФ

В Пензе сейчас много говорится о сохранении памятников прошлого. В первую очередь речь идет о достопримечательностях областного центра. До села, как правило, руки не доходят: слишком дорого, бюджет не осилит, а меценаты не объявляются.

Потому и стоят в деревнях, ощетинившись колотым кирпичом полуразвалившиеся старинные усадьбы и храмы. Да и небольшие сельские музеи, как выясняется, тоже никому не нужны, кроме местных жителей.

Недоступная «кинохроника»

До пункта назначения - села Князевка -  всего 27 км от Пензы. Наш провожатый - мастер резьбы по дереву, местный житель Виктор Краюшкин. Некоторые его работы знакомы едва ли не каждому пензенцу - резной фасад Дома Мейерхольда и дома внучки Радищева.

«В той школе, построенной княгиней Анной Голицыной, учились мои родители, - вспоминает Виктор Анатольевич. - Называлась она - земская трех классная. Там же учился наш земляк контр-адмирал Астафьев, у входа есть его мемориальная доска».

До Князевки уже чуть меньше половины пути. По левую руку вырастает огромный полуразрушенный храм из красного кирпича, а по правую - такая же кирпичная высокая арка.

Вот такие кирпичи делали в усадьбе Голицыной.
Вот такие кирпичи делали в усадьбе Голицыной. Фото: АиФ/ Полина Тальникова

«Это был вход в церковь, - объясняет наш провожатый. - У церкви была большая территория, а потом прямо по ней дорогу проложили, вот и оказался вход на одной стороне дороги, а сама церковь - на другой». От этого рассказа становится грустно: такая великолепная архитектура и роскошный парк превратились в груду развалин у ничем не примечательной дороги.

Князевка встречает нас мемориальным комплексом героям Великой Отечественной, чуть дальше - длинное двухэтажное здание современной школы. Перед ним - пусто и тихо. Оказывается, школа не работает. Детей возят учиться в соседнее село, а эту закрыли: слишком мало учеников для такого здания, всего 13 человек.

Деревянное строение школы обнаруживается, чуть дальше, слева, в глубине густых зарослей. На высоком крыльце сторожит большой пес, настолько важный и умный, словно пришел сюда из покоев князей Голицыных. На пороге, светясь от радости, нас встречают две милые женщины: руководитель музея Таисия Атюшева и ее помощница Надежда Чувашова.

Захлопнулась дверь, и здание будто поглотило в себя все звуки, погрузив нас в свой загадочный и размеренный мир прошлого. Наверное, правы те ученые, которые утверждают, что предметы способны записывать образы и звуки прошлого. Только расшифровать эту «кинохронику» люди пока не в силах.

Разграбили и сожгли

Большая часть экспозиции, как выяснилось, принадлежит местному жителю, любителю-краеведу Гавриле Заварицкому, оставившему толстую книгу записей о жизни села с 1710 по 1939 годы. Создатели музея издали часть записок за свой счет.

От последней владелицы усадьбы княгини Анны Голициной сохранилось немного: несколько фотографий, да некоторые предметы из дома, который «ушел» вслед за хозяйкой.

«После ее смерти, в 1915 году, крестьяне разграбили и сожгли усадьбу, - рассказывает руководитель музея Таисия Атюшева. - О самой княгине говорили разное, одни считали ее доброй и справедливой, другие - наоборот. Вот лампадка и ваза из имения, которые княгиня подарила крестьянам за хорошую работу. А тех, кто не желал трудиться, она жестко наказывала. Умерла она от рака и просила похоронить себя в дубовой роще у дома. Неподалеку был склеп ее любимых собак».

И собачий и хозяйский склеп давно разграбили. Остатки склепов провалились под землю и заросли травой. Мраморные надгробья на собачьих могилах народ стал приспосабливать для хозяйства, но потом их забрал соседний музей. А на могиле княгини местные школьники соорудили деревянную оградку с крестом и табличкой - все-таки основательница села.

«Именно Анна Голицына завезла сюда многие сорта деревьев, которых здесь не было и в помине: акацию, сирень, боярышник, грушу. Тут ведь раньше был сплошной лес, - поясняет Таисия Ивановна. - После смерти княгини в имение приезжал ее племянник, хотел построить тут фарфоровый завод, да так и не получилось - грянула революция».

Кстати, многие вещи Голицыной и по сей день украшают дома местных жителей. Однажды Таисия Атюшева заглянула в гости к знакомым пенсионерам, а у тех стоит в комнате шикарный массивный шкаф красного дерева!

«Я было вознамерилась выпросить его для музея. Но не тут-то было. Шкаф вскоре исчез. А через какое-то время мы получили из Саратовского музея (г. Петровск) опись мебели из усадьбы Голицыной, среди прочего значился и этот шкаф!»

Помимо дореволюционных экспонатов тут и более современные и наоборот доисторические: топор каменного века, валун, пригнанный на территорию Князевки ледником с самого севера(!), зубы акулы, найденные в песке на берегу здешней речки Ардым и даже зуб шерстистого носорога, которые вымерли 70 тысяч лет назад!

«Чтобы подтвердить происхождение находок, я обращаюсь к специалистам краеведческого музея, отвожу им на экспертизу, - уточняет моя собеседница. - О чем говорят найденные зубы акулы? О том, что на территории Пензенской области в доисторические времена было море. В те же доисторические времена сюда пришел ледник, который, как известно, остановился на территории нашей области. Получается, что и вымерший носорог тоже тут обитал».

Ничья собственность

По словам хранителей музея, ни здание, ни сама экспозиция никому не принадлежат. Ответственные лица стараются не замечать проблемы, а потому деревянная школа, являющаяся по сути историческим памятником, обречена на разрушение. Вместе с ней приходят в негодность и редкие, с таким трудом собранные экспонаты.

Чтобы выяснить, в чем же дело, «АиФ» обратился к главе администрации Пензенского района Сергею Козину.

«Мы предлагали перенести экспозицию в Краеведческий музей в Кондоле. Такие музеи в каждом селе есть? – говорит Сергей Николаевич. - Да, старое здание школы, конечно, интересное даже в архитектурном плане, оно не может быть брошено, за ним присматривают. Мы, кстати, собираемся организовать в новом здании школы круглогодичный детский лагерь, где смогут отдыхать дети со всего района. Сделаем ставку для педагогов. Тогда и применение старому зданию найдем, возможно, оно останется музеем, куда будут водить детей на экскурсию».

О том, почему никому не нужно довольно крепкое здание, пояснила заместитель главы Валентина Фокина: «Да, здание это бесхозное, ни на чьем балансе не стоит. А его экспозиция не имеет юридический статус музея. Сельская администрация вела работу, чтобы взять его в свою собственность. На каком это все этапе пока не знаю. Конечно, собственник должен будет вложиться, ведь здание не отапливается. А, чтобы сделать отопление, нужно провести газ - это большие деньги».

Мнение

Доктор исторических наук, профессор, председатель региональной общественной организации краеведов Владимир Первушкин:

- Я не согласен с тем, что музей может существовать отдельно от здания. Я вхожу в общественный совет при комитете по охране памятников и знаю, сколько раз поднимался вопрос об этом музее, но, как говорится, воз и ныне там. Точно такое же здание земской школы у нас холят и лелеют на родине Есенина - в селе Константиново. А ведь в старой школе Князевки работал учителем наш земляк - известный ученый и археолог Александр Кротков. Это он первым обнаружил и начал раскапывать город Мохши (на территории нынешнего Наровчата). Там в 14 веке в течение восьми лет была столица Золотой Орды. И город этот, которому почти 700 лет, был в 2-3 раза больше современного Наровчата. Полностью его не откопали до сих пор. Там была и огромная мечеть, и бани, с подпольным отоплением, и караван-сарай!

Наверное, современная молодежь не знает, что был у нас в селе Атмис Народный музей, получивший такое звание еще в 1910 году. Его создатель - известный пензенский краевед Георгий Смагин. Это был первый народный музей в нашей губернии. Даже в революцию его не тронули. А в 90-е годы, когда умер Смагин, всю экспозицию растащили. А она была очень редкой! Так, что Народного музея, который сумел пережить революцию, у нас больше нет.

Нам нужно поучиться у других регионов, как охранять и поддерживать наши памятники. Вот в Тамбовской области комитет по охране памятников не дремлет, сотрудничает с крупными музеями. Те берут под опеку музеи Тамбова. Например, небольшому музею в Моршанске помогает Эрмитаж!

Мы готовы подать заявку на грант, который пойдет на развитие музея в Князевке, но для этого нужно хотя бы привести в порядок документы, здание должно обрести хозяина.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах