2-й отдельный учебный стрелковый полк
В 1942 году в Городище был сформирован 2-й отдельный учебный стрелковый полк,
основной задачей которого была подготовка командиров стрелковых отделений,
расчетов минометов и противотанковых ружей (ПТР).

Командиры учебных взводов, лейтенанты: Огурцов И.П., Жирнов А.П., Шабаш П.К.

Офицеры 2-го отдельного учебного стрелкового полка

Воронов
Иван Сергеевич
Лейтенант. Командир учебного взвода минометчиков. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями
«За боевые заслуги»,
«За оборону Москвы».
Кузнецов Андрей Николаевич
Полковник. Командир 2-го отдельного учебного стрелкового полка. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени.
Салаева
Мария Ивановна
Повар 2-го отдельного учебного стрелкового полка
Воспоминания
Лии Викторовны Сергиевской
Первый невнятный, но тревожный звонок для Лии Викторовны прозвучал еще за три дня до начала войны.

Девятнадцатого июня она, выпускница местной сред­ней школы, готовилась к торжественному вечеру. И вдруг за окнами дома услышала непривычный гул. Вы­бежала на улицу. По ней, негромко переговариваясь, в сторону Чаадаевки шли люди. Колоннами, хотя и в разномастной одежде, с котомками за плечами.

Что это было - учение, передислокация ли какого-то училища, - она для себя так и не выяснила. Но тревога не покидала ее даже на пер­вом в жизни балу.

А утром 22-го черная тарелка репродуктора голосом Молотова объявила: война.
Размеренная жизнь обо­рвалась, как по команде. Засновали, забегали вестовые, затарахтели невесть откуда появившиеся машины и мотоциклы. А в это время, рас­сказывали потом чаадаевцы, со станции продолжали отправляться эшелоны с зер­ном в дружественную Германию...

Планы, мечты о предстоя­щей учебе в Пензе, о дальнейшем устройстве жизни рухнули, будто их и не было. Первые повестки на «трудовой фронт» - на уборку оставшегося без хозяина урожая (неясный след глубоко­го пореза на пальце левой руки - память о первых уроках работы с серпом). Курсы медсестер. Тяжелая мужская работа, когда лопата лишь высекает искры из окаменев­шей от мороза земли, на укреплении оборонительных рубежей вокруг Пензы.

- Городок наш изменился буквально за считанные недели, - тихо говорит Лия Викторовна, и я понимаю, что ее отсутствующий взгляд проникает за завесу времени в прошлое. - Почти в каждом доме - беженцы. В бывшем Доме колхозника - детский дом центрального института экспериментальной медицины. На первом месте - интересы военных: им отдаются наиболее подходящие помещения, площади. На окраинах кипит работа: строятся огромные, человек на 150 каждая, «ротные» землянки.
Первым прибыл на пере­формирование полк из-под Львова, потом - из Сибири. Постепенно военных в городе стало больше, чем штатских.

Второй отдельный учебный стрелковый полк был сформирован осенью сорок второго.  В нем-то старшим писарем и стала вчерашняя десятиклассница Лия.

- Сложностью моя работа не отличалась, - с улыбкой вспоминает теперь моя собеседница. - С русским языком в школе у меня был полный порядок, оставалось только научиться великому терпению, неослабной внимательности. В полку - пять батальонов, в каждом - по четыре роты численностью до ста пятидесяти человек. И каждого надо было оформить строго соответствующим образом, внести в огромное полотнище списка, зафиксировать все до мелочей. А каждые полгода - новый выпуск, вчерашнего курсанта необходимо оформить как младшего командира. К точности претензии самые жесткие, расслабляться некогда. И только сознание того, что твой рутинный, вроде бы никогда никем не замечаемый труд очень нужен, что твоя невнимательность, тем более ошибка может негативно отразиться на чьей-то судьбе, заставляло собирать волю в кулак, относиться к делу со всей ответственностью.

Казалось бы, вчерашней школьнице непросто вписаться в чисто мужскую компанию. Однако предположения такого рода Лия Викторовна отметает без колебаний.

- Понимаете - преподавателями в нашем учебном подразделении в подавляющем большинстве были офицеры старой закалки, побывавшие на фронтах и направленные сюда в связи с ранениями или болезнями. Воспоминания о них остались самые добрые: высокая культура взаимоотношений, выдержка, стремление передать подопечным свой опыт, научить необстрелянных мальчишек побеждать и в то же время оставаться невредимыми. Курсанты, естественно, равнялись на своих командиров-педагогов. Трудно теперь поверить, но грубые, тем более матерные слова в той обстановке, не в пример нынешней, практически не употреблялись.

Кроме упомянутого стрелкового, здесь располагались учебные артдивизион, батальоны минометчиков, бронебойщиков, музыкальные под­разделения. Городищенцы, насколько позволяли условия, подкармливали, давали уют эвакуированным, собирали посуду, какой-то инвентарь для госпиталей и так далее.

Рассказывая обо всем этом, Лия Викторовна раз за разом подчеркивает: она работала, как все, не выделяясь, вместе со всеми, в едином порыве.

И это, наверное, делало нашу общую Победу ближе...
Лия Викторовна Сергиевская
На платной основе
Erid: 2W5zFGH2Jqv
МБУК Центральная районная библиотека Городищенского района ИНН - 5812006012
Фото предоставлены МБУК Центральная районная библиотека Городищенского района
Made on
Tilda