aif.ru counter
145

Внутреннее зрение. Пензенцы увидели спектакли слабовидящих людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ-Пенза» 09/11/2016
Эти гастроли стали первыми за всю 50-летнюю историю театра.
Эти гастроли стали первыми за всю 50-летнюю историю театра. © / Андрей Романов / ИА «Пенза-Пресс»

В Пензе театр «Внутреннее зрение» показал два спектакля – «Варшавская мелодия» и «Шутки  Чехова». Догадаться о том, что актеры практически ничего не видят, невозможно, настолько уверенно и свободно они держатся на сцене.        

«У нас 22 человека в труппе, - говорит художественный руководитель и режиссер театра Ирина Некрасова. - В Пензу приехали одиннадцать. В коллективе есть как зрячие, так слабовидящие актеры, которые составляют 60% труппы. Они частично видят, но очень мало. Сложности в работе на сцене, конечно, есть. Им трудно адаптироваться с точки зрения пространства. Если мы играем не на своей сцене, то пред началом всегда делаем прогон, чтобы актеры понимали, куда и откуда нужно идти».

По ее словам,  слабовидящие актеры на сцене, в первую очередь, ориентируются на слух. Поэтому, чтобы определить местонахождение партнера, прибегают к звуковым эффектам.

«Они, во-первых, ориентируются на слух, даже на шорох платья. Либо актер как-то начинает специально идти, топая, чтобы было понятно, что он подходит. Кому-то удобно идти на цветовое пятно, и мы тогда соответствующе подбираем костюмы и интерьер. Для кого-то удобнее простраивать сцену по шагам – сколько нужно пройти по диагонали, сколько - вперед и сколько - назад, чтобы определить местонахождение партнера или нужного предмета. «Шутки Чехова» в Пензе мы показывали в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова. Мы построили работу так, что актеры сперва шли вдоль стены, затем аккуратно «ловили» рукой диван – это знак, что они уже находятся на площадке. Естественно, это было совершенно незаметно для зрителя».

Ирина Некрасова добавила, что сложности в Пензе возникли лишь во время спектакля «Варшавская мелодия», который они показывали на малой сцене в драмтеатре. Для «особенных» актеров она оказалась слишком высокой.

«Я очень боялась! Мы промаркировали малярным скотчем край сцены, чтобы, не дай Бог, никто не пострадал. Но все равно один едва не упал. Актер в темноте пошел не в ту сторону – на зрителя. Хорошо, что кто-то из зала стал кричать: «Осторожно!». И сам актер вовремя ногами понял, что находится у края сцены, и остановился. Поэтому, конечно, нам сложно выезжать куда-то», - отметила она.

В театре «Внутреннее зрение» все актеры – непрофессиональные. Изначально он создавался как помощь в реабилитации людей с нарушениями зрения. Но со временем вырос в настоящую труппу, в которую стали брать и зрячих актеров. Это позволило сделать театр мобильнее.

Чтобы человек, имеющий серьезные проблемы со зрением, адаптировался к игре на сцене, проводится большая работа, в первую очередь, - масса тренингов.  

«У нас тренинги проходят по речи, движению, по работе с партнером на сцене. Немаловажны являются именно тренинги на взаимодействие и речь, так как мы в большинстве своем играем тоже для слабослышащих и слабовидящих, поэтому важно найти тембральную характеристику каждого персонажа. Каждый актер в спектакле говорит по-своему, у каждого - свой тембр голоса, чтобы  зритель, который слабо видит, мог понять, кто это говорит, какая у него характеристика, как он работает на сцене.

По мимике большая работа проводится. Кому-то приходится даже руками рот разводить, чтобы человек понял, что должен сделать мышцами, потому что он себя не видит и не знает, как выразить удивление, испуг, возмущение на лице», - отметила Ирина Некрасова. 

Для большинства актеров «Внутреннее зрение» - это, конечно, хобби. Многие пытаются реализовать себя в жизни и помимо театра: кто-то озвучивает аудиокниги, кто-то работает в цветочном магазине. Но, как отмечают члены труппы, театр помог им стать другими – адаптироваться к жизни в обществе.

«Это помогает начать по-другому относиться к окружающему миру, потому что, поймите, если такой человек подойдет на улице, никто не откажет в помощи. Но они боятся подходить, им стыдно. Поэтому мы, в первую очередь, помогаем им научиться общаться – подходить к людям, просить посторонних о помощи. Прохожие всегда отзываются».

Постановки театра «Внутреннее зрение» в Пензе встречали очень тепло. После каждого спектакля зрители аплодировали стоя. Актеры признались, что гастроли им очень понравились и пригласили всех, кто может, к себе на 50-летие театра в Москву.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах