Пятьсот лет назад покинул этот мир человек, которого принято называть титаном эпохи Высокого Возрождения - Рафаэль Санти. Этот печальный юбилей отмечает все просвещенное человечество.
Выставки работ художника проходят в Москве и Петербурге. Не осталась в стороне и Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого. В Губернаторском доме открылась экспозиция, составленная из копий работ художника, хранившихся в запасниках галереи.
Афинская школа
Пришедшие на выставку поклонники творчества художника, сразу попали в эпоху античности. Во всю стену темной комнаты светился фасад «афинской школы», а навстречу зрителям шли, обсуждая извечный философский вопрос, Аристотель со своим учеником Платоном. На ступенях автор собрал весь цвет философской и научной мысли, известный к тому времени. Тут и Диоген, и Пифагор…
«Афинская школа» - так называется одна из фресок, украшающих триаду комнат Апостольского дворца в Ватикане («школа» у древних греков - место для бесед, а не учебы, как сейчас. - Прим. ред.) Звучит храмовая музыка средневековья, гости занимают места, настраиваясь на высокую волну эпохи, заложившей основы современной культуры. Из дверей, открывшихся прямо на экране, вышли те же, но ожившие, великие философы: «Главное – мысль! Нет, основа всего материя!» – до сих пор не соглашаются они друг с другом.
Гений чистой красоты
Рафаэль Санти значительно опередил своих современников, «встав на плечи» своих учителей. Его мадонны, а написал он их более двух десятков, - это воплощение земной женской красоты.
Открываются двери в первый зал, и навстречу гостям идет по облаку женщина-мать. В лице кротость и смирение, любовь и скорбь. У младенца недетский взгляд. Оба они будто предчувствуют предстоящие испытания. «Гений чистой красоты» - с этими словами обратился однажды к «Сикстинской мадонне» поэт Василий Жуковский. Александр Пушкин адресовал их уже земной женщине – Анне Керн.
Кстати, «Сикстинская мадонна» была написана по заказу папы Юлиана II для монастырской часовни святого Сикса и великомученицы Варвары в Пьяченце. Там она находилась в алтаре за крестом до1754 года, пока курфюрст Саксонии Август III не выкупил ее за 20 тысяч цехинов (почти 70 килограммов золота). Позировала Рафаэлю его любовница Маргарита Лути. Ныне картина хранится в Дрезденском музее.
Стоит ли говорить, что выставка вызвала живой интерес горожан, ведь искусство способно затронуть самые потайные струны души. А тут великий Рафаэль!
«Я бывал в Эрмитаже, но многие работы мастера вижу впервые. Хотелось бы, чтобы выставку посетили и зрелые люди, и молодежь, да пригласили экскурсовода. Такие сокровища надо видеть и знать об их существовании»,- считает майор в отставке Анатолий Викторович, приехавший на открытие выставки из Заречного.
«Не хочется уходить из зала – такая чистота и свет» - отозвалась о работе оформителей выставки преподаватель колледжа искусств Светлана Сверчкова.
P.S. Закончив осмотр выставки, я решил поговорить с авторами экспозиции, уточнить некоторые детали. Поднялся на третий этаж по крутой винтовой лестнице в главном здании галереи, открыл дверь в кабинет… и попал в другой мир с обшарпанными стенам, старенькой мебелью и теснотой. Стало искренне жаль его обитателей. Говорить о высоком расхотелось...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть