Примерное время чтения: 3 минуты
927

Рубаха вместо паспорта. О чём могла рассказать одежда крестьянки XIX века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ-Пенза» 14/12/2016
Все началось с бабушкиного сундука.
Все началось с бабушкиного сундука. / Александр Толкачев / АиФ

Подобных «документов» в коллекции Татьяны Стаильской более 200. И все настоящие, со своей историей.

Из бабушкина сундука

«Это традиционная крестьянская одежда, - рассказывает солистка ансамбля STARGOROD Татьяна Стаильская. – А началось все с бабушкиного сундука. Нашла в нем несколько вышитых полотенец. Точнее, их фрагментов, так как полотенца были изношенными, когда-то они использовались в быту. К сожалению, родного, того, что принадлежало моим предкам,  у бабушки не сохранилось: когда она жила у родителей, семейство раскулачили, все вещи отобрали. Окончательно все потеряли, когда в поселке случился пожар, все оставшееся добро просто сгорело».

Большинство костюмов у Татьяны из ее родного Земетчинского района. У пензенских нарядов есть характерная особенность — юбки в черную клетку с белой окантовкой. Они символизируют плодородие, то есть распаханную землю.

«Раньше я выезжала в деревни, искала костюмы. Обычно заходила в дома, спрашивала, есть ли старые вещи. Помню, как-то приехала в село Вяземка Земетчинского района, шла по улице и спрашивала, есть ли одежда. Мне все отвечали, что нет. Так я прошла всю улицу…Иду обратно, а мне уже каждая бабушка что-то выносит. Сейчас что-то найти сложнее, чем 20 лет назад. А тогда люди даже еще смертные узлы собирали. Однажды мне даже удалось отыскать костюм, который носила моя прабабушка. Потом я сшила себе похожий  сценический наряд».

Одна из жемчужин коллекции свадебный наряд. Женщина, которой он принадлежал, прожила до 70 лет. Сначала его отдали Татьяне на время, а потом подарили.

На все случаи жизни

Для изготовления ткани в 19-начале 20 века использовали шерсть, лен. Соткать материал было, пожалуй,  делом лишь для искусных мастериц. Да и не удивительно. Лет сто назад девушка должна была уметь шить, вышивать, кроить, сама себе готовить приданое. Для окрашивания использовали натуральные красители: ольху, крапиву, охру, луковые перья. Ткань выбеливали золой.

«Костюм говорил о социальном статусе человека, о роде его занятий, - объясняет Стаильская. – Паспортов не было, и вместо удостоверения личности был костюм. Например, чем старше была женщина – тем белее был ее наряд. Вообще одежда прекрасной половины человечества отличалась многослойностью: рубаха, юбка, запона (передник), шушпан. Было удобно, тепло и главное – ничего не видно, даже если женщина была беременна. Обязательно прикрывали волосы, так как считалось, что на них можно навести порчу. У мужчин все было проще: носили портки и рубахи».

Костюмы Татьяна хранит дома, в чемоданах. По ее словам, содержать одежду в чистоте очень трудно. Летом ее нужно обязательно просушить, зимой – вынести на мороз. Это же не фабричные изделия, которые сейчас носит почти каждый из нас. Костюмы с историей могут просто-напросто…рассыпаться. И сейчас даже не верится, что в 19 веке отказаться от традиционной одежды означало отказаться и от прошлого, и от будущего.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах