Ждали больше 80 лет. Под Пензой захоронили бойца, павшего под Сталинградом

Его нашли участники межрегиональной экспедиции «Донской фронт», проходившей в этом году. Под Волгоградом поисковики обнаружили останки красноармейца, погибшего в августе 1942 года, в месяцы, когда разгоралась особенно жестокая битва за Сталинград. Им оказался житель Пензенской области. Все эти годы мужчина числился пропавшим без вести.

   
   

Поисковики смогли установить личность погибшего быстрее, чем это бывает обычно, благодаря самому военнослужащему. Он носил свою красноармейскую книжку в плотном кармане, в ней собственноручно написал о себе всю информацию, и этот плотный карман частично сохранил книжку в таком состоянии, что можно было понять, что там указано. Фёдор Дурин служил в 74-ой гвардейской стрелковой дивизии и погиб в августе 1942 года при штурме хутора Нижний Гнилой. На тот момент ему было уже 38 лет.

Красноармейская книжка Федора Дурина Фото: Из личного архива Ларисы Ботоноговой

Числился пропавшим

Фёдор пошёл на фронт в самом начале Великой Отечественной войны в возрасте 37 лет. Александра запомнила мужа как трудолюбивого и любящего человека, на которого всегда можно было положиться. Как рассказывает её внучка, Лариса Ботоногова, о супруге бабушка отзывалась всегда с теплотой в душе. Они очень любили друг друга, родились в один год, в 1904-м. Последнее письмо от супруга Александра получила в конце 1941 года, когда тот уже был на передовой. 

Потом Фёдора вместе с его подразделением направили под Сталинград.

Федор Дурин Фото: Из личного архива Ларисы Ботоноговой

Бои здесь в конце лета 1942 были не просто ожесточёнными, они были страшными. Войскам Вермахта удалось быстро захватить Ростов-на-Дону, враг рвался за Волгу, на Кавказ. Но споткнулся о Сталинград. Его защитников атаковали танки и авиация, а они стояли насмерть. Среди тех, кто не пощадил себя, был и Фёдор Дурин.

Хоронить погибших в бою тогда было попросту некому. Бойцы оставались на рубеже, который отказывались сдавать.

Председатель регионального отделения общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Лариса Казакова:
«Нельзя сказать, что погибших во Время Великой Отечественной войны оставляли на поле боя. Если бы такое было, то пропавших без вести оказалось бы гораздо больше. Похоронные команды работали. Но во время жестоких боёв, а под Сталинградом был настоящий ад, солдат могло засыпать от взрыва землёй в траншее.То, что удалось установить личность погибшего бойца, – большая удача. Обычно нам удавалось сделать это по медальону. В случае с Фёдором Дуриным сохранилась книжка красноармейца, и это несмотря на то, что она пролежала в земле более 80 лет. За годы работы нашего поискового отряда мы подняли из земли более тысячи бойцов. Только у ста из них мы смогли установить имена. 16 погибших оказались уроженцами Пензенской области».
   
   

Александра Дурина до самой своей смерти в 1969 году ходила по военкоматам, искала информацию о муже, но узнать о его судьбе ей так и не удалось. Она не вышла повторно замуж, ждала супруга до самой смерти.

Дело Александры продолжили её дети и внуки. «На протяжении многих лет мы обращались в самые разные организации, которые помогали людям находить информацию про своих родственников, погибших в Великую Отечественную. Везде он числился как пропавший без вести», – рассказывает Лариса Ботоногова. 

Александра Дурина Фото: Из личного архивa Ларисы Ботоноговой.

Прощались с героем

Судьба Фёдора стала известна родственникам в августе 2023 года, когда с ними связались волгоградские поисковики.

Сначала родным предлагали захоронить останки в братской могиле с другими участниками той битвы, но они наотрез отказались. «Мы были убеждены, что дедушка должен быть похоронен на своей Родине», – рассказывает Лариса Ботоногова. Место для погребения выбрали не случайное. Похоронили Фёдора Дурина там же, откуда он уходил на фронт, рядом со своим сыном, Михаилом. «Это место как будто ждало его», – считает внучка.

Провожали Фёдора Дурина с почётом, как настоящего героя. Были приглашены ученики школ и курсанты филиала военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (пензенского артиллерийского училища). Играл военный оркестр. На церемонию приехали все его внуки, правнуки из разных городов, в том числе из Ростова и Воронежа. Был даже четырёхлетний праправнук Фёдор, которого назвали в честь деда. Его отец Михаил очень трепетно относится к памяти своего прадеда, так как тоже служит в армии.

«У всех тогда были слёзы, их было трудно держать. Это было настоящее счастье, после стольких лет неизвестности он вернулся к нам. Мы, внуки, будем ухаживать за его могилой», – признаётся Лариса Ботоногова. 

Федора Дурина хоронили как героя Фото: Из личного архивa Ларисы Ботоноговой