За и против. Что не нравится пензенцам в новом генплане областного центра

В областном центре подходит к логическому завершению процесс корректировки основного градостроительного документа - генерального плана. К действующей версии, созданной проектировщиками из Санкт-Петербурга, накопилось много претензий. И зачастую их приходилось разрешать через судебные инстанции. Однако в ходе публичных слушаний, которые состоялись 24 мая в городской администрации, выяснилось, что к новой версии у горожан возникло ничуть не меньше нареканий.

   
   

Тоннель и электричка 

Главный градостроительный документ города требовалось откорректировать давно, чуть ли не с момента его утверждения гордумой в 2008 году. Но лишь в прошлом году мэрия приступила к этой работе, заключив муниципальный контракт с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». В течение последних двух месяцев проектировщики принимали предложения и замечания от горожан. Но даже с их учетом финальные слушания, состоявшиеся в конце мая, длились более трех часов.

Предваряя выступление главного архитектора института «Гипрогор» Анастасии Немчиновой, глава администрации Виктор Кувайцев отметил, что Пенза растет и развивается, а значит, надо знать на перспективу потребность в инженерных объектах или социальной инфраструктуре.

Между тем, первое, что сделали проектировщики, внося изменения в генплан, это снизили прогнозные показатели по демографии. Вместо ранее запланированных 545 тысяч жителей к 2026 году, то есть к окончанию срока действия генплана, они установили планку в 530 тысяч. При нынешней численности в 523,5 тыс. человек город будет прирастать примерно на одну тысячу в год. Но даже при столь неоптимистичных прогнозах, по мнению специалистов, нам потребуется 43 дошкольных учреждения, 17 общеобразовательных организаций, 11 организаций дополнительного образования, 44 спортивных объекта и 15 объектов культуры.  

Среди мероприятий по развитию улично-дорожной сети запланировано строительство объездной дороги, связывающей Арбеково и Заречный, северного обхода Пензы автотрассой М-5 «Урал», возведение двух мостов через Суру. Сохранилось в новой версии генплана и создание тоннеля, который свяжет улицы Кураева и Пушкина (через улицу Московскую).

Проблема общественного транспорта, крайне злободневная для города, будет решаться за счет увеличения троллейбусов, отсюда – прокладка новых линий к застраиваемым микрорайонам на окраинах (немного странная версия, если учесть, что троллейбусы не пользуются популярностью у горожан). А вот популярных маршруток, по мнению спецов-градостроителей, должно стать меньше. Зато увеличится количество автобусов средней и большой вместимости.    
   

Еще одно транспортное нововведение, тоже предусмотренное генпланом - внедрение общегородской проездной системы с фиксированной оплатой проезда, независимо от количества пересадок и используемого транспорта. Но самой фантастичной выглядит версия появления внутригородского железнодорожного транспорта, курсирующего по двум маршрутам: «Арбеково – Пенза-III – Кривозерье» и «Арбеково – Пенза-II – Заречный».

Изменения коснулись и многоэтажной застройки. Иногородние специалисты сочли ее долю избыточной для нынешней демографической ситуации и «росчерком карандаша» сократили количество многоэтажек в частном секторе. Новое строительство запланировано вдоль арбековских прудов и в районе улицы Измайлова, реновацию предусматривают в Заводском районе и в Терновке. В микрорайоне Тепличный тоже ожидаются кардинальные преобразования. На месте комбината планируется создать некий наукоград, а может, очередной жилой комплекс.

В кадастре дачи, по факту - лес

Впрочем, горожан, пришедших на публичные слушания, больше всего беспокоило засилье в областном центре многоэтажек и вырубка зеленых насаждений.

Так, Сергей Грабовенко интересовался судьбой уникальной для Пензы лиственницы и сосен в районе детской железной дороги, где по генплану предусмотрена многоэтажная жилая застройка. По словам Немчиновой, на этой территории, наоборот, произойдет увеличение индивидуальной жилой застройки. А вот сохранятся ли деревья - пока неясно. Как отметила начальник управления градостроительства и архитектуры Нина Кутырева, в скорректированном генплане предусмотрено включение сквера чуть ли не в каждую территориальную зону. Но это пока только планы.  

Слова «лиственница, лиственничный лес» звучали и в выступлении Владимира Гонякина, который от имени жителей Дегтярного затона, проживающих в частном секторе, попросил не давать шанса застройщикам вырубать лес в этой части города и строить многоэтажки: «В 1988 году город выделил участки под ИЖС. За 20 лет мы провели коммуникации за свой счет, построили дороги. Сейчас рядом с нами уже возвели три пятиэтажных дома. Еще часть леса вырубили, огородили, завезли бетонные плиты, но строительство не начато. По проекту на этих участках предусмотрены дома до восьми этажей. Переведите их в зону малоэтажной застройки!» В дополнение к своим словам он использовал видеоролик, где в заключительных кадрах женский голос произнес: «Если публичные слушания не профанация и нас, жителей, захотят слушать, то мы против вырубки леса и требуем перевести участки в зону рекреации».  

Вслед за Дегтярным затоном «зеленую» эстафету переняла Барковка. Председатель уличного комитета Марина Танзаева выразила недоумение, каким образом в измененном генплане весь лес или точнее его остатки, отдали под садоводческие товарищества: «Где-то стараются парки сделать, а у нас - наоборот, срубить деревья и застроить все дачами. Существующие здесь садовые товарищества и так вырубили много деревьев, а теперь и весь лес отдали им». 

Анастасия Немчинова пояснила, что проектировщики отражают в генплане информацию из Росреестра. На данный момент указанный участок числится за СНТ, а лес там по факту или нет, - это вопрос не к ним.

«Прошу внести в протокол, что я - против принятия данного генплана по Барковке. Прошу выдать копию протокола, чтобы я могла обратиться в Москву», - резюмировала Марина Вячеславовна.

Заключение о результатах публичных слушаний будет опубликовано на сайте мэрии в течение 10 дней. Последнее слово остается за депутатами гордумы, которые своим решением утвердят обновленный генплан.