Это почти обычная история. В поликлинику зареченский пенсионер Николай Львович (имя изменено. – Корр.) пошел, потому что больше не мог терпеть боли в ноге: кожа покраснела и зудела так, что ходить было невозможно. По рекомендациям врача лечился от грибка, долго и упорно. Но результат все заставлял себя ждать. Тогда сам, по своему желанию, мужчина обратился к другому дерматологу, а тот направил его в Пензу, в областной диспансер. Там ему поставили диагноз: псориаз. Положили в дневной стационар, зараза ушла.
Почему история обычная? Потому что обращаться за консультацией к другому врачу, из-за того, что первый не помог, приходится немалому количеству пациентов. Почему история обычная лишь почти? Потому что Николай Львович, в отличие от своих собратьев по несчастью, написал жалобу на работу зареченского медсотрудника: мол, не может грибок от псориаза отличить и правильный диагноз поставить. В страховой компании жалобу рассмотрели и дали интересный ответ. Этот ответ - показатель того, что сейчас происходит в медицине.
Как пояснили страховщики, была проведена экспертиза качества медпомощи. Она выявила, что не выполнялись «диагностические мероприятия», необходимые пенсионеру. Правда, это обстоятельство, по мнению страховой компании, «не повлияло на состояние здоровья». Кроме того, указывалось на дефекты оформления документации. Например, там отсутствуют записи об оказании медицинской помощи врачом. Поэтому провести экспертизу качества медпомощи оказалось невозможным. И это не все.
«В записях осмотров, представленных в Вашей медицинской карте, отсутствует информация, позволяющая заподозрить и выявить диагноз «псориаз», - добил пенсионера ответом руководитель страховой фирмы.
То есть из-за того, что медработником не была правильно оформлена документация, доказать его некомпетентность нельзя. Наказание все-таки здесь последовало – к медорганизации, по утверждению страховой компании, применили финансовые санкции.
Вот именно по такому сценарию - бумажно-отписному - часто и развиваются случаи, когда кто-то пытается доказать, что врач делает ошибку. И это беда всей России.
«Страховые организации накладывают санкции за наиболее простые в выявлении нарушения с максимальными штрафами, при этом фактически не преследуя медучреждения за серьезные нарушения», - об этом рассказывает в своем исследовании Общероссийский профсоюз работников здравоохранения «Действие».
Конечно, есть те, у кого получается доказать ошибку врача. Только вряд ли победа их радует.
В сентябре 2021 года в Пензе суд взыскал с областной детской клинической больницы имени Н.Ф. Филатова в пользу жительницы области компенсацию морального вреда в размере 3 млн рублей. Деньги женщина получила за погибшего ребенка. Детский хирург причинил «смерть по неосторожности».
Симптомы и документы
Страховой медициной недовольны не только пациенты, но и сами медики.
В 2020 году, как рассказывает «Действие», 10 121 врач-специалист приняли участие в опросе об эффективности нынешней системы ОМС в России. 72% опрошенных считают, что ее нужно ликвидировать в существующем виде.
Какие выводы из подобных ситуаций делает региональный минздрав, непонятно. В региональном министерстве отказались предоставлять информацию о врачебных ошибках и жалобах в отношении медработников.
«Потому что запрашиваемая информация в готовом виде отсутствует, а её подготовка требует проведения аналитической работы. Кроме того, информация о деятельности государственных органов не предоставляется, если запрашиваемая информация является информацией ограниченного доступа», - пояснили в ведомстве.
То есть о своих ошибках если и знают, то только врачи.
Региональный ТФОМС в 2020 году провел 174 тысячи экспертиз, нарушения были выявлены лишь в 24%, то есть в 41 тысяче случаев. Есть данные и за 2021 год. Медико-экономическая экспертиза выявила 11 153 нарушения, а экспертиза качества медицинской помощи 33 187, всего – уже более 44 тысяч.
В бюджет ТФОМС платежи по искам, которые фонд предъявил к «ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица в целях возмещения расходов на оказание медицинской помощи» составили 4, 5 млн рублей. Это в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2020 года. Претензии пациентов могут расти. И дело не только в нагрузке, возросшей у врачей в пандемию.
«Тому же хирургу нужна постоянная практика, если он на несколько месяцев из-за пандемии переквалифицировался в инфекционисты, это повлияет на его работу», – резюмирует Сергей Дегтярь.