Вези меня, извозчик! Что изменилось после введения новых правил для такси

Сейчас за рулём такси может оказаться кто угодно. © / Кадр из фильма

С 1 сентября вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся такси. Станет ли сервис лучше? 

   
   

Понаберут кого попало

Для пензенцев такси давно не роскошь, а средство передвижения. И дело не в том, что этот вид услуг приемлем по цене. Жителям областного центра просто некуда деваться: работу общественного транспорта не критикует только ленивый. 

Автомобиль есть не у всех, а вот вызвать такси сейчас может каждый. И работать там может тоже буквально кто угодно. Результат был соответствующий: пассажиры жаловались на хамство и плохое вождение водителей таксомоторов. Фото с машинами такси, попавшими в ДТП, постоянно появлялись в соцсетях. Были случаи и пострашнее. В других регионах (Москве, Омске, Новосибирске) прокатилась волна изнасилований в такси: на пассажирок нападали водители. Причём ранее насильники уже были судимы. 

Ситуацию решили поменять на федеральном уровне. С 1 сентября таксистами не должны работать люди с непогашенными судимостями и неоплаченными штрафами за нарушение ПДД. Теперь необходима страховка для легкового такси – полисы ОСАГО для перевозчиков. Кроме того, машине полагается быть белой. На тех, кто получил лицензию раньше, это требование не распространяется.

«Это правильно, что сейчас внесены такие изменения, – высказался Алексей Ч., таксист с 20-летним стажем. – Раньше работать в такси было престижно, эту возможность имели только водители первого класса. А потом даже собеседований никаких не стало: достаточно скачать приложение, ввести в него свои данные, и вот ты уже таксист. Наличие судимостей или ещё каких-либо документов никого не интересовали. Я могу об этом судить и как таксист, и как пассажир, иной раз сядешь в такси и думаешь, как такому вообще водительские права выдали. Поэтому будет ещё лучше, если введут строгий отбор, в идеале, чтобы за рулём находились водители первого класса. Всё-таки работа в такси – это не просто услуга пассажирской перевозки, это ответственность за чужую жизнь». 

«В Пензе среди таксистов судимых не так уж и много, – заметил бывший председатель регионального профсоюза таксистов в регионе Андрей Гайкалов. – Насчёт того, что они плохо подготовлены, сложно судить: в такси работают разные люди. Хорошо, что тем, у кого разрешение уже есть, не нужно менять машину на белую. Есть много проблем, которыми стоит заняться, в том числе ценообразованием за перевозки или процессом получения разрешения. Если говорить о мерах, которые приняты сейчас, то их действие можно увидеть не раньше, чем лет через пять. До этого времени сложно делать выводы».

   
   

Такси станет меньше?

Учитывая то, что изменения направлены на улучшение качества работы, многие кандидаты будут отсеиваться. Означает ли это, что в регионе станет меньше такси?

«Мы не готовы делать какой-либо прогноз, но можем сказать, что профессия водителя в целом сейчас — одна из самых дефицитных, – сообщила руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье Екатерина Кузьминых. – Так, в Пензенской области в июле на 1 вакансию приходилось всего 1,9 резюме (Всё, что ниже 4 резюме на одну вакансию говорит о дефиците кадров. – Корр.)».

Возможно, именно в связи с этим пока таксисты не особенно стремятся выполнять новые требования. Корреспондент «АиФ»-Пенза» решил зарегистрироваться в качестве водителя в одном из популярных приложений. Он сделал это за несколько минут. С него никто не спросил какую-либо информацию о наличии или отсутствии судимости. Также владельцев приложения нисколько не смутил тот факт, что автомобиль корреспондента не обязательного белого, а красного цвета. Никакой лицензии у сотрудника редакции также не было. Но это не стало препятствием. Уже через час, после заполнения данных банковской карты, ему предложили взять заказы.

Почему агрегаторы такси не боятся нарушать закон? Может быть, потому, что их особенно и не проверяют? Эта сфера транспортных перевозок всегда находилась в тени, про неё не раз говорили: здесь крутятся большие, не облагаемые налогом суммы денег. 
Пока выходить из тени таксисты особенно не торопятся. Есть в этой истории и один положительный момент: из-за того, что закон исполнять таксомоторные парки не спешат, цены на их услуги с сентября не взлетели.

P.S.: Комментарий об изменении в законодательстве для такси «АиФ-Пенза» попытался взять у регионального минтранса. В ведомстве не смогли ответить оперативно.