По исконно русской традиции каждую весну вместе с растаявшим снегом на улицах городов внезапно исчезают и автомобильные дороги. Причем даже те, которые еще осенью, казалось бы, находились в отличном состоянии.
Проваливаемся помаленьку
В Пензенской области к дорожной теме отношение особое. Для исполнительной власти на протяжении двух последних лет она является предметом гордости. Регион входит в тройку лучших по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Однако у рядовых жителей, особенно автовладельцев, их состояние, напротив, вызывает массу нареканий.
27 апреля в список «залатанных» дорог добавился участок на проспекте Строителей, напротив ТЦ «Олимп». Из-за аварии на водопроводных сетях обрушилось дорожное полотно, отремонтированное в 2017 году по программе БКД. Диаметр ямы был настолько велик, что сотрудники ГИБДД «заворачивали» автомобили, заставляя водителей объезжать злополучное место. А дорожным рабочим, восстанавливающим на следующий день дорожное покрытие, не хватило щебенки.
Между тем городское управление ЖКХ в отчете за 2018 год, озвученном начальником ведомства Александром Утиным на очередной сессии Гордумы, привело статистику финансовых затрат по дорожному хозяйству. В прошлом году они составили рекордные 1,6 млрд. рублей, из которых львиная доля -1,25 миллиарда - была освоена по программе БКД. В порядок были приведены 147 участков дорог, общая площадь которых составляет 1 миллион квадратных метров. Многоговорящие показатели, но почему-то дороги от этого лучше не стали.
Все хорошо, прекрасная маркиза
Накануне ЧП в Арбеково, когда у автомобилистов дорога ушла прямо из-под колес, в Доме молодежи состоялся круглый стол, участники которого размышляли над тем, почему ситуацию с дорогами не спасает даже солидное финансовое вливание.
Отвечая на вопросы собравшихся, чиновники назвали нарекания горожан необоснованными. Дескать, дороги, которые ремонтировались по программе БКД, находятся в хорошем состоянии. А небольшие проблемы, возникшие после зимы, будут устранены подрядчиком по гарантии. По остальным дорогам еще действует межремонтный срок, который, в зависимости от материала покрытия, составляет 5-6 лет. Например, по улице Максима Горького он истекает в сентябре этого года, поэтому до этого времени дорога должна быть отремонтирована. Ключевое слово – «должна».
Кстати, в 2019 году начнется реконструкция дорог с обустройством тротуаров и уличного освещения, проходящим по улицам Чаадаева, 40-летия Октября, Байдукова (от перекрестка с ул. Литвинова до промзоны), Новосёлов (от трассы М5 до Зари), Попова (от перекрестка с ул. Ленинградская до Окружной), Чкалова (от перекрестка с ул. Куйбышева до ул. Маршала Крылова). Кроме того, будет начат первый этап реконструкции Бакунинского моста.
Официально
Заместитель главы администрации города по городскому хозяйству Юрий Ильин:
Вообще, высокий износ дорог, характерный для Пензы, связан с применяемой маркой асфальтового покрытия. В основном в городе используется марка Б2, которую постепенно заменят на щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Три года назад это уже сделали на улице Кирова, и с тех пор нареканий на дорогу нет.
А вот картограмма, на отсутствие которой ссылаются ученые, существует в виде комплексной схемы организации дорожного движения. Ее разработало московское ФАУ «РосдорНИИ» в рамках программы БКД в 2018 году. Кстати, никто не мешал пензенским специалистам принять участие в аукционе на ее разработку.
Мнение
Почетный архитектор России, профессор Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Юрий Круглов:
- Причина многолетних дорожных бед кроется в отсутствии картограммы автомобильных потоков и транспортной схемы, как обязательного приложения к генплану. Надо принципиально подходить к ремонту дорог и на перспективу знать, какие участки подвергаются наибольшей автомобильной нагрузке. Пензенские ученые давно разработали такие проекты, но руководство города почему-то обращается за помощью к иногородним организация. На мой взгляд, это не самый грамотный подход.
Еще один важный момент, который так же не лучшим образом сказывается на состоянии местных магистралей - отсутствие ливневки, в том числе на новых дорогах. Трещины в дорожном покрытии появляются именно из-за скопления воды, а весной этот процесс наиболее разрушительный. Поэтому важно, чтобы строители, коммунальщики, архитекторы и транспортники работали сообща. Иначе никакого положительного эффекта мы не получим.