Весеннее обострение. Куда «уплывают» дороги?

Александр Горбунов / АиФ

По исконно русской традиции каждую весну вместе с растаявшим снегом на улицах городов внезапно исчезают и автомобильные дороги. Причем даже те, которые еще осенью, казалось бы, находились в отличном состоянии.

   
   

Проваливаемся помаленьку

В Пензенской области к дорожной теме отношение особое. Для исполнительной власти на протяжении двух последних лет она является предметом гордости. Регион входит в тройку лучших по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Однако у рядовых жителей, особенно автовладельцев, их состояние, напротив, вызывает массу нареканий.

Подобный диссонанс обостряется обычно весной. Каких только колких эпитетов в адрес дорожников не услышишь в эту пору! Нынешняя весна не стала исключением. Достаточно проехать по центру Пензы (улицам Суворова, Володарского, Горького), чтобы оценить всю «прелесть» дорожного движения. Или же по улице Кольцова, что в Арбеково, а так же по улице Дружбы на Шуисте.

27 апреля в список «залатанных» дорог добавился участок на проспекте Строителей, напротив ТЦ «Олимп». Из-за аварии на водопроводных сетях обрушилось дорожное полотно, отремонтированное в 2017 году по программе БКД. Диаметр ямы был настолько велик, что сотрудники ГИБДД «заворачивали» автомобили, заставляя водителей объезжать злополучное место. А дорожным рабочим, восстанавливающим на следующий день дорожное покрытие, не хватило щебенки.

Между тем городское управление ЖКХ в отчете за 2018 год, озвученном начальником ведомства Александром Утиным на очередной сессии Гордумы, привело статистику финансовых затрат по дорожному хозяйству. В прошлом году они составили рекордные 1,6 млрд. рублей, из которых львиная доля -1,25 миллиарда - была освоена по программе БКД. В порядок были приведены 147 участков дорог, общая площадь которых составляет  1 миллион квадратных метров. Многоговорящие показатели, но почему-то дороги от этого лучше не стали.

Все хорошо, прекрасная маркиза

Накануне ЧП в Арбеково, когда у автомобилистов дорога ушла прямо из-под колес, в Доме молодежи состоялся круглый стол, участники которого размышляли над тем, почему ситуацию с дорогами не спасает даже солидное финансовое вливание.

   
   

Отвечая на вопросы собравшихся, чиновники назвали нарекания горожан необоснованными. Дескать, дороги, которые ремонтировались по программе БКД, находятся в хорошем состоянии. А небольшие проблемы, возникшие после зимы, будут устранены подрядчиком по гарантии. По остальным дорогам еще действует межремонтный срок, который, в зависимости от материала покрытия, составляет 5-6 лет. Например, по улице Максима Горького он истекает в сентябре этого года, поэтому до этого времени дорога должна быть отремонтирована. Ключевое слово – «должна».

Кстати, в 2019 году начнется реконструкция дорог с обустройством тротуаров и уличного освещения, проходящим по улицам Чаадаева, 40-летия Октября, Байдукова (от перекрестка с ул. Литвинова до промзоны), Новосёлов (от трассы М5 до Зари), Попова (от перекрестка с ул. Ленинградская до Окружной), Чкалова (от перекрестка с ул. Куйбышева до ул. Маршала Крылова). Кроме того, будет начат первый этап реконструкции Бакунинского моста.

Официально

Заместитель главы администрации города по городскому хозяйству Юрий Ильин:

- Не стоит забывать, что в областном центре нормативным требованиям соответствует лишь 53% от общей протяженности дорог, и то благодаря участию региона в программе БКД. До нее процент был еще ниже - 39. По мелко-ямочному ремонту срок службы составляет всего полгода. Но нам удалось за два года в три раза снизить площадь дорожного покрытия, требующего такого ремонта.

Вообще, высокий износ дорог, характерный для Пензы, связан с применяемой маркой асфальтового покрытия. В основном в городе используется марка Б2, которую постепенно заменят на щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Три года назад это уже сделали на улице Кирова, и с тех пор нареканий на дорогу нет.

Что касается отсутствия на городских магистралях ливневой канализации, то такая проблема действительно существует. Однако на обустройство ливневки для всего города требуется (по самым скромным подсчетам) 14 миллиардов рублей, что почти соответствует годовому бюджету Пензы. Разумеется, таких денег нет.

А вот картограмма, на отсутствие которой ссылаются ученые, существует в виде комплексной схемы организации дорожного движения. Ее разработало московское ФАУ «РосдорНИИ» в рамках программы БКД в 2018 году. Кстати, никто не мешал пензенским специалистам принять участие в аукционе на ее разработку.

От редакции
Следует напомнить, что нынешний генплан Пензы, который проектировали питерские специалисты, уже подвергся серьезной корректировке. Следовательно, и без того скромный городской бюджет понес дополнительные расходы. Как сложится судьба комплексной схемы от москвичей, покажет время, и в первую очередь - состояние пензенских дорог.

Мнение

Почетный архитектор России, профессор Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Юрий Круглов:

- Причина многолетних дорожных бед кроется в отсутствии картограммы автомобильных потоков и транспортной схемы, как обязательного приложения к генплану. Надо принципиально подходить к ремонту дорог и на перспективу знать, какие участки подвергаются наибольшей автомобильной нагрузке. Пензенские ученые давно разработали такие проекты, но руководство города почему-то обращается за помощью к иногородним организация. На мой взгляд, это не самый грамотный подход.

Еще один важный момент, который так же не лучшим образом сказывается на состоянии местных магистралей - отсутствие ливневки, в том числе на новых дорогах. Трещины в дорожном покрытии появляются именно из-за скопления воды, а весной этот процесс наиболее разрушительный. Поэтому важно, чтобы строители, коммунальщики, архитекторы и транспортники работали сообща. Иначе никакого положительного эффекта мы не получим.