Где же кнопка?
Перед тем, как взяться за статью, корреспонденты «АиФ» обошли десять случайно выбранных школ. Задача стояла одна: пройти в здание, минуя охрану. Результаты оказались впечатляющими: только в трех учебных заведениях из десяти у незнакомого человека, явно не тянущего на школьника, попросили паспорт.
В подавляющем большинстве покой учащихся охраняют гардеробщицы, вахтеры, технички и прочие люди, к обеспечению безопасности, по-хорошему, не имеющие никакого отношения. Все без исключения пенсионеры. Это, в принципе, объяснимо – нанять знакомую бабушку куда дешевле и проще, чем заключить договор с ЧОПом.
Но что, по факту, сможет сделать бабушка, если в школу вломится – нет, даже не террорист – а просто хулиган или агрессивный алкоголик? Тревожную кнопку тоже нужно успеть нажать. А сначала ее желательно просто найти, а с этим тоже периодически возникают проблемы.
В одной из школ охранник потратил тридцать секунд на то, чтобы отыскать заветную коробочку в захламленном ящике стола. Те тридцать секунд, которых у него не будет, если вдруг действительно случится что-то из ряда вон выходящее. В другом заведении кнопку не смогли найти вовсе. Куда подевалась? А кто же знает.
Почему так происходит, нам рассказала завуч одной из проверенных школ, попросившая, чтобы в тексте не было ни имен, ни фамилий. По ее словам, все упирается в одну извечную проблему - недостаток денег.
«Деньги на это должны тратиться из школьного бюджета, - пояснила наша собеседница. – Но сейчас чиновники объявили, что школы должны зарабатывать сами, и практически поставили нас на грань выживания. Зарплата учителям, ремонт, оснащение медкабинетов – все это легло на наши плечи. Понятное дело, что охрана в свете такого положения вещей финансируется по остаточному принципу».
Раньше – и мы опять, уже в который раз возвращаемся к этой теме – деньги на охрану собирали с родителей. После того, как эту практику назвали поборами и официально запретили, поток денег иссяк, и охраны не стало.
По остаточному принципу
Между тем в управлении образования на проблему смотрят немного иначе.
«По-хорошему, такого быть, конечно, не должно, - утверждает заместитель начальника управления образования г.Пензы Вера Кузнецова. – Но я думаю, что эти результаты все-таки не отражают реальной обстановки. Мы школы проверяем регулярно: раз в месяц проводим плановые эвакуации, раз в квартал – полномасштабные учения. Кроме того, все школы оснащены тревожными кнопками и прямыми линиями. И вы знаете – ни одного экстремального случая за последние годы у нас не было».
Заминка здесь кроется в том, что и об эвакуациях, и об учениях руководство школ извещают заранее. И даже если проверка внеплановая, примерное время посещения – на этой неделе, на следующей – тоже обговаривается.
Поэтому во многом результаты нашего эксперимента объясняются именно тем, что совсем недавно город праздновал День знаний. А перед этим школы трясли все, кто только мог – от антитеррористической комиссии до пожарной инспекции. Праздник кончился – люди расслабились.
«В любом случае мы ведем работу, - отмечает Кузнецова. – Так, например, порядка 70 % школ еще не оборудованы системами видеонаблюдения. Мы подсчитали – выяснилось, что на это нужно 26 миллионов рублей. Планируется, что эти деньги будут заложены в бюджет региона на следующий год».
Смотрите также:
- Виртуальный шантаж. Можно ли считать мошенничеством онлайн-игры →
- Ни людей, ни лекарств. Как вылечить школьную медицину →
- От Китая до Ирана. Пенза на мировой торговой арене →