Такого в сурском крае ещё не было. По данным регионального минтруда на 1 января 2023 года, в Пензенской области зарегистрировано 4 463 безработных гражданина, для них предлагалось 12 456 свободных мест. Уровень напряжённости на рынке труда ниже некуда: 0,4 человека на вакансию. На сайтах по поиску работы показатель чуть выше, но вывод тот же: кандидатов меньше, чем вариантов для трудоустройства.
Означает ли это, что выпускникам вузов не нужно беспокоиться о том, что они могут оказаться невостребованными?
Я бы в пекари пошёл
«Дефицит есть, и немалый: 2,6 резюме на одну вакансию, – рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье Екатерина Кузьминых. – Сейчас работодатели конкурируют за соискателей, а не наоборот».
И служба занятости, и порталы по поиску работы отмечают: не хватает представителей рабочих профессий. Нужны слесари, укладчики, подсобные рабочие, водители авто, инженеры. Также наиболее востребованы врачи и медсёстры. Если говорить о том, кого на рынке труда в избытке, то это в первую очередь - менеджеры, пиарщики, рекламисты. Многие из них сами это понимают и соглашаются переквалифицироваться в рабочие. По данным опроса hh.ru, они чаще остальных готовы стать швеями, поварами и кондитерами. В пекари-кондитеры согласны идти также специалисты по продажам и обслуживанию клиентов, кроме того, они чаще других выбирали самую непопулярную профессию – автомаляра.
Нет настоящих специалистов?
Многие из тех профессий, что сейчас востребованы, ещё и хорошо оплачиваются (в том числе и рабочие специальности). Однако деньги решают не всё.
«Нынешняя непростая ситуация на рынке труда сформировалась давно. Во-первых, есть проблемы с демографией: недостаток молодых специалистов связан с тем, что их просто родилось в недостаточном количестве. 90-е были тяжёлым временем для страны, рожали мало, результат этого мы можем увидеть сейчас. Ещё одна, не менее серьёзная проблема – отток кадров. Те специалисты, которые у нас были, нашли более выгодный для себя вариант за пределами региона. Обилие менеджеров и пиарщиков в нашем регионе легко объяснить тем, что у обладателей таких профессий есть возможность много зарабатывать (можно также и вовсе ничего не заработать, но соискатели об этом чаще всего не думают) и довольно размытые границы квалификации», – считает социолог, завкафедрой ПГУ Анна Очкина.
«Проблема с «рабочими специальностями» старая, ей уже лет 25, а то и больше, что-то решается, но медленно. В нынешней ситуации на рынке демография играет роль, но далеко не главную, – уверен социолог Игорь Юрасов. – Куда важнее просчёт экономической политики 90-х, когда закрыли большинство ПТУ, где как раз и обучали рабочим профессиям. Да, у нас сейчас есть колледжи, но их не так много, как было раньше профессиональных технических училищ. На протяжении 30 лет не велось правильной подготовки специалистов, отсюда и все проблемы. Дело даже не в востребованности профессии. Вот, например, распространена профессия юриста. А легко ли найти по-настоящему хорошего адвоката? Все ли выпускники медвузов – квалифицированные врачи? В Пензенской области специалистов по консалтингу нет и быть не может. Для этого нужен опыт и образование, а у тех, кто себя сейчас называет специалистом по консалтингу, их неоткуда взять. Про пиарщиков и менеджеров то же самое: выпускников много, специалистов мало. Как решить эту проблему? Сфера образования должна наладить контакт со сферой экономики, а это небыстрый процесс».
Есть и ещё одна особенность нынешней уникальной ситуации: даже кадровый голод и борьба работодателей за сотрудников не привели к тому, что в регионе начали значительно повышать зарплаты.