Неожиданный переход на нерегулируемое ценообразование (именно этим чиновники объясняют резкое подорожание проезда в общественном транспорте) продолжает оставаться главной городской новостью. При этом ни одна исполнительная структура, в той или иной степени связанная с общественным транспортом, не дает вразумительного ответа на классические вопросы «Кто виноват?» и главное - «Что делать?»
Соцсети в гневе
Впрочем, это больше похоже на хитрый конкурентный маневр, чем на некий картельный сговор, в котором сразу же обвинили транспортников. В результате, транспорт разделился на «дешевый», куда вошли, в том числе все троллейбусные маршруты и автобусы №25 и 40, и «дорогой». За этим последовало своеобразное разделение и самих горожан на «счастливчиков» и «неудачников».
К последним относятся все, кто живет в отдаленных районах, и куда можно добраться только на дорогой маршрутке за 27 рублей. Например, забытый чиновниками и депутатами район улицы Бийской. Там курсирует только маршрутка №2а и еще пара дачных автобусов. Или же - Ахуны с санаториями, аграрным университетом и большим частным сектором. Все маршрутки, а это № 9, 93 и 99 перешли на новые цены. Впрочем, в аналогичной ситуации оказались и горожане, живущие практически в центре. Например, по ул. Луначарского тоже курсирует только «дорогой» транспорт.
«Чтобы мне и мужу добраться на работу в центр Пензы, а сыновьям-студентам в учебные заведения, из нашего семейного бюджета придется выделять 216 рублей в день, - подсчитывает жительница Ахун Анна Васильева. – Это, в среднем, шесть тысяч в месяц. Добавляем к ним «коммуналку» (тоже выросла с 1 июля), еще 6-7 тысяч в зависимости от сезона, и в остатке семья из четырех человек должна прожить на 30 тысяч весь месяц. Транспортников понять можно – у них тоже семьи. А нам как жить, если зарплаты не повышаются, а цены растут?»
Впрочем, прогнозируемого многими накала страстей не наблюдается. Все народное возмущение, похоже, выплеснулось в социальные сети. Например, инстаграм губернатора Ивана Белозерцева «кипит» от комментариев. Так, жизнеутверждающий пост главы губернии о ремонте областной больницы вызвал полемику на совершенно иную тему: «Все-таки проезд повысили, а мы надеялись, что вы думаете о простых людях. Оказалось, что нет» (volkovaliudmila47). Или: «Да, проезд - это просто обдираловка... Пенза опять на высоте...» (semionova4581).
В тех же соцсетях народ придумывает, как поставить транспортников на «место». Одни предлагают, выходя из автобуса передавать билеты входящим, чтобы сбить прибыль перевозчиков до минимума. Другие призывают массово начать требовать у водителей маршруток билеты, которые они, кстати, обязаны предоставлять пассажирам по закону, но не предоставляют.
Ожидаемый сюрприз
Как же получилось, что цены «ушли в свободное плавание»? С первых дней городские и областные чиновники упорно уклонялись от этого вопроса. То заявляли о «плохих» перевозчиках, не предупредивших о своих намерениях. То подавали жалобы в антимонопольный комитет и прокуратуру о необоснованности тарифов и возможном картельном сговоре.
Позже на сайте мэрии даже появилось сообщение, что решается вопрос об отзыве свидетельств по 18 маршрутам и возврате на регулируемые тарифы. Мол, перевозчики будут уведомлены об этом за 180 дней. Тогда же будет объявлен аукцион по отбору новых перевозчиков. Подобная новость, безусловно, вызвала множество вопросов.
Между тем губернатор уже дал поручение о покупке 100 автобусов для нужд города, но по каким маршрутам они будут ходить, если все занято, не сообщалось. А тем временем основной вопрос – кто виноват во всей этой неразберихе? – повис в воздухе.
По словам Елены Демидовой, свидетельства были выданы в мае этого года, а уже в июне перевозчики принесли уведомления о повышении тарифов. И говорить о том, что для мэрии это было неожиданностью, нельзя. Наоборот, прогнозировать последствия надо было в декабре прошлого года, когда отпускали цены согласно федеральному закону №220-ФЗ. «Но при этом ч.4 ст.17 данного закона дает возможность установить требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам, которые закрепляются в соответствующих нормативных актах субъекта», - обратила внимание глава УФАС.
Требования эти достаточно жесткие: установка оборудования для перевозки инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло и аппаратов для безналичной оплаты проезда. Можно закрепить обязательную передачу информации о месте нахождения транспорта. Но ничего из этого до сих пор нет. Требования не выполнены, а цены на проезд все равно выросли. И повышаться они могут бесконечно. Цена в 100 рублей за одну поездку вполне реальна. Это как мина замедленного действия – рвануть может в любой момент, если транспортникам вдруг покажется, что чиновники «кошмарят бизнес».
Личное мнение
Руководитель регионального исполкома ОНФ Сергей Мельников:
Во-вторых, оплата по безналичному расчету - в саранском транспорте такая возможность есть, в отличие от пензенского, – дешевле на один рубль. А наши перевозчики, когда поднимали цены, наоборот, скидку предусмотрели для наличного расчета. Вот вам цифровая экономика по-пензенски!
Другой подход у соседей и к молодежи. Саранские студенты-очники ездят в транспорте бесплатно. У школьников тоже имеются льготы без привязки к доходам семьи. И главное - в Саранске сохранен муниципальный транспорт, поэтому стоимость проезда в автобусах и троллейбусах равна 20 рублям. Повышение произошло с 1 июля.
Депутат Законодательного собрания, председатель комитета по социальной политике Георгий Камнев:
По моему мнению, все беды происходят из-за отсутствия муниципального транспорта. Подход к его возрождению должен быть грамотным, а не рефлексивным, как это происходит сейчас. Если собираются закупать 100 автобусов, то они не должны лечь мертвым грузом на бюджет, они должны работать. Главное в этом вопросе, чтобы не было перебоев с движением и не страдали горожане.
Вице-мэр Пензы Денис Леонтьев:
Закон позволяет вернуться на регулируемые тарифы и аннулировать свидетельства, выданные перевозчикам ранее. Судебных процессов в этом случае быть не может, у муниципалитета есть все полномочия на подобные действия. Мы хотим перейти на систему субсидирования перевозок, чтобы транспортные компании обоснованно показывали свои затраты, а мы часть затрат компенсировали. Эта система будет прозрачная и всем понятна.