Стрельба в Казани. Психолог - о тревожных признаках

Ольга Любимова / АиФ

Случившаяся в казанской школе трагедия многих родителей заставила задуматься - правильно ли они воспитывают своих чад? На что надо обратить внимание, чтобы понять, что ребенок доведен до эмоционального предела? Помогают развиваться или приносят вред компьютерные игры?

   
   

На эти и другие вопросы корреспондента «АиФ-Пенза» ответила психолог Татьяна Геранина.

Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: - До чего же довела нас всех казанская трагедия! Теперь с опаской смотрю на всех одноклассников сына…Как распознать, что человек готовит убийство? 

Татьяна Геранина: Распознать, что человек готовит убийство, непросто. Обычно это одинокие, замкнутые люди. В жизни их не видно и не слышно. Как говорится, в тихом омуте черти водятся. Если анализировать конкретного молодого человека, то он говорит о том, что сделал открытие, что он  - Бог. Но недавно в нем стал пробуждаться монстр и поэтому теперь всех ненавидит. Если люди заявляют о таком, то явно есть нарушения психики. В приступе агрессии такие люди способны на неадекватные поступки.

- Мне кажется, что тот убийца на самом деле глубоко несчастный человек и достоин жалости. Какие причины могут спровоцировать подростка на то, чтобы пойти убивать одноклассников? 

- Основные причины - это психические расстройства на фоне неудовлетворенности собой, своей жизнью, на фоне эмоциональной нестабильности, одиночества, конфликтных ситуаций с учителями, родителями, сверстниками и противоположным полом - любые стрессовые ситуации. По-сути убийство - это неконтролируемый выход агрессии, который как гнойник вырвался наружу.

   
   

Подростки, способные на такие действия, озлоблены на весь свет, они обделены любовью, теплотой и заботой близких. Самое главное - они разочарованы в жизни.

Причиной могут быть и компьютерные игры, в частности, «стрелялки». Это самый опасный вид игр, так как они основаны на насилии. Такие игры отрицательно сказываются на психике ребенка и становятся причиной чрезмерной агрессивности. Ведь в компьютерных играх основной задачей игрока является выжить, выиграть, превзойти соперников. А для этого нужно их уничтожить.

Родителям и педагогам нужно помнить: дети склонны переносить в реальность то, что видят на экране компьютера. Они смотрят на мир через призму того, что видят в компьютерной игре.

По данным психологического исследование «Рисунок всего мира», дети, не отнесенные к группе компьютерозависимых, рисовали деревья, дома, людей, планету. На рисунках детей, зависимых от компьютерных игр, присутствовали трупы, оружие, кровь.

Кроме того, у игроманов снижается способность к самоконтролю.

 - Думаю, что всем родителям надо внимательнее всматриваться в своих детей, чтобы на ранней стадии распознать появившиеся изменения, которые могут привести к беде. Какие самые распространенные ошибки взрослых в общении с подростками? 

- Самая большая ошибка - это регулярное насилие в детстве. И не только физическое, но и моральное. А также агрессия в отношении ребенка, его критика, его унижение, чрезмерный контроль, отсутствие внимания, поддержки, теплоты и доверия в отношениях.

Ребенок приходит со своими переживаниями, а родители набрасываются на него и говорят, что он сам виноват. Срывая зло на детях и показывая свое превосходство, они травмируют неокрепшую психику. Дети после этого или замыкаются и уходят в себя, копя агрессию и злость, или начинают выплескивать негативные эмоции на тех, кто слабее их.

Не стоит забывать, что дети учатся на примере родителей. И если взросыле не умеют управлять собой и своими эмоциями, сидят за компьютерными играми, то ребенок перенимает эту привычку у родителей. И даже переживательность, тревожность мам и бабушек выходит боком, и выливается в панические атаки.

- Говорят, что убийцами не рождаются, а становятся. Влияет ли воспитание, социум, развод родителей, на формирование убийцы?

- Да, воспитание детей родителями и социумом оказывает наибольшее влияние на становление личности ребенка. В детском возрасте закладываются привычные эмоции, которыми ребенок достигает своих целей. И часто это плач, крик, агрессивное, неконтролируемое поведение, которое неосознанно поощряется родителями, когда они, жалея ребенка, потакают его прихотям или рассказывают окружающим какой у него сложный характер с детских лет. Дети впитываю все из окружающей среды как губка.

Конечно, воспитание мальчиков в неполных семьях мамами тоже влияет на дальнейшее поведение. Они более эмоциональны и не умеют управлять собой в стрессовых ситуациях, а благодаря большему содержанию тестостерона в крови более агрессивны.

Задача родителей воспитать в детях те качества, которые впоследствии помогут им адаптироваться в жизни: смелость, дисциплину, самостоятельность и ответственность, трудолюбие и доброе отношение к людям.

- Как избежать трагедии, подобной казанской? Может быть, стоит проводить обязательные проверки детей психологами, как раньше в советских школах проверяли детей на наличие вшей?

«Верно, избежать подобной трагедии будет можно, если общество начнет развивать культуру заботы о душевном здоровье наряду с физическим, и обращение к психологам будет таким же естественным, как и обращение, например, к стоматологу.