Однако поводы для беспокойства всё равно есть – и притом достаточно серьезные.
Реальная картина
По словам Сергея Викторовича, рост заболеваемости происходит поэтапно. Первый этап пришелся на конец 2011 - начало 2012 года. После, в 2013-м, в течение какого-то времени обстановка оставалась стабильной.
С 2014 года снова был отмечен рост, после чего уже сегодня, в 2016, ситуация опять стабилизировалась. Но стабилизировалась на высоких значениях – на 100 тысяч человек по итогам года приходится около 50 инфицированных.
«Главная причина – быстрое распространение ВИЧ среди наркозависимых, - продолжает наш собеседник. – Больше половины вновь заболевших в Пензе – наркоманы».
Прогноз, по словам Олейника, такой: заболеваемость ВИЧ будет сохраняться на прежних уровнях еще год или два с небольшим ростом. За это время уровень зараженности в Пензенской области достигнет среднего по стране. После нас ждёт генерализация эпидемии – это когда инфицировано более 1 % беременных женщин. Цифра вроде бы совсем не страшная, однако на практике это означает, что ВИЧ будет распространяться не только и даже не столько через нестерильные шприцы, сколько через половые контакты.
Кроме того, 291 новый случай – это лишь те, которые были выявлены и зарегистрированы в результате обязательного обследования или когда человек сам пришел в ЛПУ. Реальное количество инфицированных может отличаться в разы.
Что делать?
«Для начала нужно немного изменить стратегию борьбы с ВИЧ-инфекцией, - подчеркивает Сергей Викторович. – Обратиться, к примеру, к опыту европейских стран, где еще в начале века эпидемию удалось локализовать в группах риска, которые легко контролировать профилактическими программами».
Методы, которые при этом применялись, по словам нашего собеседника, были самые простые. Очень хорошо зарекомендовала себя работа на улицах, когда специально обученные люди (часто – сами из числа бывших наркоманов) вели с группами риска профилактическую работу. Раздавали стерильные одноразовые шприцы, средства контрацепции, брошюры. Делились собственным опытом, консультировали сами или через сотрудников специализированных центров.
«Более того – в Пензе такие мероприятия тоже проводились на протяжении 15 лет, - продолжает Олейник. – Аккурат до 2015 года, когда была прекращена профилактическая работа среди наркозависимых. Что из этого вышло, вы уже знаете – резкий рост заболеваемости который мы регистрируем до сих пор».
Некоммерческие организации, занимающиеся борьбой с ВИЧ-инфекцией в ключевых группах населения – финансировались из внебюджетных источников. Как правило – из зарубежных фондов. Дальше простая пропорция: денег не стало – не стало и НКО.
«Эти организации вносили огромный вклад в дело борьбы с ВИЧ-инфекцией, - отмечает эксперт. – Правда, недостаточно оцененный. Возродить их, наверное, уже невозможно, поскольку всё опять упирается в две проблемы – деньги и кадры. В этих программах работали специалисты – опытные, умеющие войти в доверие к человеку. Не просто мальчики с горящими глазами. Их, конечно, тоже можно обучить, натаскать, подготовить. Но желание работать в ключевых группах населения не означает возможности и умения это делать».
Смотрите также:
- Кто уколов не боится? Нужен ли пересмотр прививочного календаря →
- Игры, в которые играют люди. Как алчность до решетки доводит →
- СПИД не спит. Можно ли вылечить общество →