Спасший Тито. Как пензенец в годы войны помог будущему главе Югославии

Борис Калинкин во время отбывания лётной практики в Балашове (первый ряд второй справа). © / Бековский районный краеведческий музей

Кроме наград своей страны, во время Великой Отечественной войны советские солдаты нередко получали медали и ордена от союзников. Например, 16-ти гражданам СССР вручили орден Народного Героя – вторую по значимости награду Югославии. Среди орденоносцев есть и уроженец Бековского района Борис Калинкин.

   
   

От слесаря до пилота

Борис Тихонович Калинкин родился в селе Дубасово Бековского района 14 апреля 1913 года в семье крестьянина. Рос обычным парнишкой. Учился в семилетней школе, работал на мясокомбинате помощником слесаря.

Позже парня отправят на учёбу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота. Из неё выпустилось более ста лётчиков, получивших звание Героя Советского Союза. Обучение в школе определит судьбу пензенца: всю оставшуюся жизнь Борис Тихонович связал с небом.

В книге «Бековчане - Герои Советского Союза» описывается довоенный путь Калинкина. После окончания школы он работает лётчиком-инструктором, в 1938 году его переводят в Пятигорск на должность пилота пассажирского самолёта.

В первые дни войны началась тяжёлая работа: пензенец доставлял военные грузы защитникам Кавказа, забрасывал в тыл врага десант. Причём большую часть войны Калинкин провёл на Ли-2, на котором из вооружения – один курсовой пулемёт.

Фото: Бековский районный краеведческий музей. Борис Калинкин (справа ) с товарищем.

«Ход конём»

Решающим для Калинкина стал 1944 год. Есть упоминание, что в марте он отправился на правительственное задание в столицу Египта Каир, совершил несколько рейсов в Югославию, выполнял секретную военную миссию. Кроме того, он доставлял бойцам  оружие, медикаменты, продовольствие. Спустя два месяца, в мае, он получил задание, которое оказалось самым важным в его жизни.

Тогда, весной 1944 года, германское командование задумало операцию «Ход конём» для перехвата инициативы в войне. В тот момент положение немцев на всех фронтах было близким к катастрофическому: главного союзника Италию заставили капитулировать, США и Англия готовились провести самую масштабную операцию по высадке войск во Франции, советские войска освободили большую часть территории Украины и вышли к своей прежней границе, а на Балканах набирало обороты партизанское движение. И «Ход конём» предназначался именно для партизан.     
   

Немецкое командование хотело «хирургически точным ударом» уничтожить партизанские силы и их верховный штаб. В качестве туше планировалось убийство командира югославских партизан Иосипа Броз Тито, который был лидером движения. Гибель лидера, несомненно, надломила бы боевой дух его подчинённых и помогла бы немцам сконцентрироваться на других фронтах. 

В ходе операции планировалось захватить город Дрвара, где располагался штаб во главе с Тито. Кроме сухопутных войск в операции участвовали и немецкие десантники, элита Вермахта.

План провалился. Город взяли, но Тито, члены Верховного штаба и Правительства Югославии бежали в горы. Десять дней по заброшенным тропам югославы скрывались  от преследователей-немцев.

Под носом у СС

В это время и был отдан приказ экипажу самолёта, пилотом которого являлся Калинкин: спасти маршала Тито, не допустить его гибели и упадка боевого духа югославской армии. Борис Калинкин и раньше доставлял грузы в Югославию. Но в этот раз задача усложнялась в разы. Пролететь над территорией врага, найти место, где прячутся союзники, успеть спасти будущего главу Югославии и вывезти быстрей, чем его найдут немцы! И самому остаться в живых!

Но задание есть задание. План полёта тщательно разрабатывали. Ли-2 пролетел по маршруту Кавказ-Тегеран-Бари в Италию. Оттуда измученным югославам поступил сигнал: «Ждите самолёта».

Экипаж состоял сразу из трёх человек, среди которых был Борис Калинкин. В ночь на 4 июня они подняли своё воздушное судно и направились к месту, где прятались югославы. Путь лежал через Адриатическое море, через линию побережья, ощетинившуюся зенитками. Погода была как будто на стороне врага: густые облака, нависшие над землей, сильный ветер. Но среди вершин гор советские лётчики заметили огни костров и опознавательные знаки! Найдены! Самолёт приземлился, чтобы забрать партизан. Тито и офицеры-югославы были спасены. Этот рейс лётчики выполнили под носом у 7-й дивизии СС.

20 июня Борис Калинкин получил звание Героя Советского Союза. А в новом штабе на острове Вис в Адриатическом море Иосип Броз Тито пригласил отважных лётчиков на ужин, на котором объявил о награждении Орденом Народного Героя. Правда, саму награду вручат потом, в освобождённом Белграде в октябре 1944 года. На всех портретах шею героя будет украшать орден, полученный от главы союзного государства.

Затем Калинкин участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях. Лётчик прожил совсем недолго после победы в войне. 10 июня 1945 года его жизнь трагически оборвалась. Калинкин на легковой машине столкнулся с грузовиком «Студебеккер». Позже сообщалось, что это была не случайность, а расчёт. Писали, что, возможно, герой погиб от рук немецкой разведки, представители которой ещё долго скрывались на территории Германии.