Смыло битумом. Какие уроки надо вынести из аварии с рухнувшим резервуаром

Вячеслав Колесников / АиФ

Утром 9 марта жителей микрорайона ГПЗ-24 разбудил вой сирен: к местной промзоне съезжались автомобили спецслужб. Причина - разгерметизация резервуара с битумом на территории ОАО «Энергоснабжающее предприятие».

   
   

Двоих смыло разом…

Найти место ЧП было несложно: в этом районе пахло нефтью, его оцепили полицейские с противогазами.

Позже появится видео момента разгерметизации: огромный резервуар лопается, а потоки битума волнами разливаются по площадке. Рабочие из соседних цехов не сразу поняли, что случилось. «Двух смыло разом», - рассказывает один из присутствовавших на месте. В результате инцидента погибли мужчины 60 и 48 лет, восьмерых госпитализировали. Пострадавшие, которых выносили с площадки, были черного цвета.

«Отец получил ожоги и травмы головы, - рассказывает дочка одного из пострадавших. – В ночь после аварии ему сделали операцию. Перевели в обычную палату, разговаривать может».

Девушка сообщила, что предприятие заплатит пострадавшим по 30 тысяч рублей.

«Лечение в подобных случаях оплачивает ФСС, - замечает заместитель руководителя Государственной инспекции труда Андрей Тетюшев. –Работодатель платит, если это прописано в трудовом договоре или по собственному желанию. По желанию платят разные суммы: от пяти тысяч до миллиона, но в среднем около 100 тысяч рублей».

Иногда работники добиваются компенсаций с боями. Например, в начале января завершился суд между «Горводоканалом» и работником предприятия. Мужчина получил травму в результате несчастного случая и добивался компенсации в 600 тысяч рублей. Компания оценила ущерб в 100 тысяч. Суд постановил заплатить 300 тысяч рублей. Судя по судебной практике, в России здоровье трудящихся оценивается ниже, чем в других странах.

   
   

Странности эксплуатации

Представитель федерального Ростехнадзора Андрей Виль озвучил причины катастрофы. В 2009 году резервуар вывели из эксплуатации и исключили из состава опасного производственного объекта. Плановая проверка в марте 2021 года подтвердила это. А в него залили битум, наперекор требованиям безопасности.

«Не верилось, что у должностных лиц эксплуатирующих организаций возможны такой правовой нигилизм и такое отсутствие базовых инженерных знаний. Хранение битума в резервуарах подобного типа (под мазут) не предусмотрено. Битум обладает иными физико-химическими свойствами. Он намного тяжелее. Выходит, ни один человек на предприятии об этом элементарно не знал. Вспоминается похожая авария в Норильске. Но там работники предприятия ошиблись при оформлении документов, а администрация ОАО «ЭСП» действовала осознанно. Разница очень большая», - написал он.

Позже Андрей Виль добавил: «Во второй половине 2021 года с целью использования двух пустующих топливных резервуаров … ОАО «ЭСП» осуществлены техническое переоснащение сети газопотребления и установка специального нагревателя, а также получено заключение экспертной организации. В середине февраля на территорию ОАО «ЭСП» пришла первая партия битума и началось заполнение. Уведомлений в надзорные органы о возобновлении  эксплуатации опасного производственного объекта не направлялось».

«Судя по всему, данный объект бы выведен из эксплуатации для уменьшения издержек, трат производства, прошел процесс консервации. Это не означает, что объект нельзя использовать снова. Нужно проводить процесс реконсервации, а это предполагает трату времени и денег. Возможно, владелец решил воспользоваться резервуаром и залил в него битум, нарушив правила промышленной безопасности, что и привело к происшествию», - предполагает доцент кафедры «Управление качеством и технология строительного производства» ПГУАС Игорь Гарькин.

Сейчас на предприятии идут проверки. Возбуждено уголовное дело по статьям 217 «Нарушение требований промышленной безопасности…» и 143 «Нарушение требований охраны труда» УК РФ.

Задержан директор ОАО «ЭСП». Как указывают сайты деловой информации, он также возглавляет предприятия, связанные с транспортными перевозками. Принадлежат они пензенскому бизнесмену Николаю Кривозубову. Не состоит ли он в учредителях у «ЭСП»? Узнать состав этих учредителей не удалось. Зато о Николае Кривозубове известно многое. Именно с ним сейчас судится ФАС из-за цен на проезд в пензенских маршрутках. Впереди него бежит слава, как о жестком предпринимателе, преследующем свою выгоду.

Впрочем, судя по всему, основная тяжесть наказания за ЧП ляжет на директора предприятия. Но насколько велика будет тяжесть? Ранее по ст. 217 УК РФ квалифицировали дело о взрыве на ТЭЦ-1. Суд назначил наказание работникам филиала ПАО «Т Плюс» в виде года лишения свободы условно.

Поменяем землю

В результате ЧП разлилось почти две тысячи тонн битума, огромное черное пятно видно с высоты полета квадрокоптера. Региональный Роспотребнадзор обнадежил: в воду нефтепродукты не попали, а концентрация вредных веществ в воздухе – не критична. Про загрязнение почвы пока данных нет.

«Плодородный слой, а также растения пострадают. На участках, где произошел разлив нефтепродукта, долго ничего не растет, здесь потребуется рекультивация: снятие верхнего слоя почвы и замена его на новый, безопасный и плодородный. В месте разлива придется извлекать слой грунта и вывозить его», - рассказывает юрисконсульт в сфере природопользования и недропользования Юлия Матвеева

Возникает главный вопрос: куда его везти?

«В Пензенской области нет полигона, который может принять такое количество грунта с нефтепродуктами. Придется везти в Казань или Нижний Новгород, что стоит денег», - заключает Юлия Матвеева.

Если экспертиза покажет, что земле нанесли ущерб, то владельцу резервуара придётся заплатить крупную сумму. И здесь речь уже идёт не о директоре, а о реальном собственнике, информация о котором пока официально не озвучена.

Доцент кафедры «Биотехнологии и техносферная безопасность» ПензГТУ Дмитрий Борисков:
«Отходы битума относятся к 4 классу опасности, они малоопасны. Однако при попадании их в почву растения могут засохнуть. Загрязненные битумом и другими нефтепродуктами почвы становятся непригодными для выращивания растений и требуется глубокая рекультивация. Как я понял, загрязнение носит локальный характер, так что глобальной опасности нет».

Авария на улице Антонова в Пензе еще раз показала, как низко ценятся человеческие жизни. И как высоко ценится предпринимательская выгода. Работу над ошибками надо делать быстро. Ростехнадзор заявил, что еще один резервуар с битумом, стоящий на территории «ЭСП», поврежден. В нем 700 куб. м. нефтепродукта. Решается вопрос о его безопасном опорожнении.