СМИ сообщают о том, что массовые поиски пропавшей семьи Усольцевых с помощью добровольцев и волонтеров больше не ведутся.
Так что же случилось с этой семьей из Красноярского края на самом деле? Есть ли шансы на то, что они до сих пор живы? На эти и другие вопросы penza.aif.ru ответил заместитель начальника ГБУ «Пензенский пожарно-спасательный центр», заслуженный спасатель Российской Федерации, спасатель международного класса Геннадий Кабанов.
Игра в прятки
Игорь Польских, penza.aif.ru: Геннадий Васильевич, есть версия, что Усольцевы, так сказать, сыграли в прятки, замаскировав свой побег под поход. Насколько такая теория вероятна?
— Тогда чем же можно объяснить то, что массовые поиски свернуты?
— Это тайга, где существует невероятное множество возможностей получить травму даже подготовленному человеку и погибнуть в случае потери ориентации. Там уже выпал снег, следы пребывания Усольцевых, которые и до этого не были найдены, скрыты. Смысла просто блуждать абы где, рискуя при этом жизнями волонтеров, нет никакого. Поэтому соответствующими службами было принято вполне разумное и грамотное решение о прекращении массовых поисков пропавших туристов, что совсем не означает, что эти поиски свернули полностью.
— Вы хотите сказать, что если Усольцевы всё же живы и где-то ждут помощи, то шансы на то, что они ее дождутся, сохраняются?
— Совершенно верно! Однако в данном случае шансы не то что с каждым часом, а с каждой минутой приближаются к нулю.
Почему нет костра?
— Можно ли хотя бы предположить, что на текущий момент Усольцевы живы?
— Если мы с вами говорим о том, что эта семья заблудилась и сейчас находится в тайге, то шансов остаться живыми там на сегодняшний день у них нет. Да, можно предположить, что глава семьи вырыл какую-то землянку или обустроил жилище в пещере или расщелине, и там они дожидаются спасателей. Но что они все это время будут есть? Хорошо, на мхе и воде, полученной из снега, они могли бы прожить неделю или максимум две. Но ведь с даты их пропажи прошло уже почти три недели! При этом не надо забывать и о том, что у них на руках маленький ребенок, который просто неприспособлен к возможным голоданиям и суровым таежным условиям.
— Кто-то высказывает мнение, что Усольцевы могли поселиться в зимовье охотников...
— Это вполне возможно. Но данная версия имеет существенный недостаток: обо всех такого рода зимовьях спасатели знают и наверняка их уже проверили. Возможно, что они находятся в тайном зимовье браконьеров, о котором в силу вполне понятных причин никому не известно. Да, это был бы хороший шанс на выживание. В таких избах есть практически все условия для обогрева, более-менее нормального ночлега и даже некоторые запасы пищи, которых должно бы хватить и по сегодняшний день.
Но здесь возникает другой вопрос: почему нет большого костра, разведенного Усольцевами для облегчения поиска? Почему они хоть как-то не пытаются поискать дорогу к дому?
Разобрали по частям
— Вы имеете в виду — если глава семьи оставит жену с ребенком и пойдет искать тех, кто их ищет?
— А вы оставили бы свою семью? Скорее, нет, чем да. Тем не менее, если предположить, что семья Усольцевых нашла убежище где-либо, то вполне логичными смотрелись бы дневные вылазки главы семьи в поисках дороги, следов поисковиков или вообще признаков жизнедеятельности человека, которые смогли бы их вывести к жилищу людей.
— При этом раскладе, существует ли хотя бы минимальная вероятность, что в итоге Усольцевых найдут живыми?
— Я бы сказал, что надежду на это оставлять нельзя.
— Вам не кажется удивительным, что следов пропавшей семьи вообще нет?
— Нет, не кажется. Тайга — это мир диких зверей, где даже муравьи могут разобрать и разнести кости человека так, что никто и никогда его не обнаружит. Не говоря уже о более крупных хищниках. Я пробовал найти статистику — сколько человек вообще за все время бесследно сгинули в тайге. И не нашел. Знаете почему? Потому, что её просто нет! Однако думается, что эта цифра — не маленькая.
Я остаюсь при своем мнении, что семью Усольцевых или их следы надо искать на берегах реки Маны и её правом притокоме Мины. Здравый смысл и полувековой опыт в поисках пропавших людей подсказывает, что любой заблудившийся человек прекрасно понимает, что ручеёк обязательно впадает в более крупный ручей, который в свою очередь течет в сторону речки или реки. А ведь где большая вода, там всегда спасение.
Комментарий
Заведующий кафедрой «Травматология, ортопедия и военно-экстремальная медицина» ПГУ, член-корреспондент РАЕ, доктор медицинских наук, охотник с 50-летним стажем профессор Станислав Сиваконь:
«Я бы исключил версию гибели семьи Усольцевых от диких зверей. Да, совершенно не исключена их встреча, например, с медведем. Но допустить, что животное убьет сразу трёх человек, я просто не могу — при таком раскладе обязательно кто-то из них выжил бы. Тем более, что случаев нападения ранней осенью медведями на человека буквально единицы.
Практически со 100℅-процентной вероятностью Усольцевых уже нет в живых. В октябре в тайге действительно очень мало возможностей чем-либо питаться. Опять же, то, что можно добыть, еще и надо приготовить. Можно предположить, что (если, конечно, семья жива) у них нет возможности развести огонь — в противном случае, наверняка, они бы разожгли костер и дали бы спасателям о себе знать.
Повторюсь: шансов на то, что Усольцевы еще живы, уже нет».
Aif.ru продолжает следить за поисками пропавшей в Красноярском крае семьи Усольцевых. Следите за новостями здесь.