Арест губернатора Ивана Белозерцева - первый случай в постсоветской истории Пензенской области. Но мздоимцы в губернаторских креслах и раньше встречались в сурском крае.
Пензенский «жук»
Начиная с 1744 года, на протяжении шести лет, одиннадцатым по счету пензенским воеводой служил статский советник Александр Петрович Жуков. Был он из дворянского рода, родоначальником которого считается грек по фамилии Самолвин. Говорят, что сам князь Владимир прозвал грека «жуком». Оттуда и фамилия.

В 1752 году новокрещены сумели послать ходоков в Сенат и просили об отрешении Александра Жукова от воеводства. «Произвесть следствие о его преступлениях» должен был сенатский экзекутор Игнатьев. Он прибыл в Пензу 8 июля, сразу же отправился в канцелярию и освободил воеводу от должности. А чтобы он «куда укрыться тайно не мог», назначил к нему двух солдат. Следствие по делу Жукова тянулось почти 10 лет. На Жукова было заведено 223 дела. Но в 1761 году Жукова освободили – помогли «друзья во власти». Умер он через четыре года».
Тушинский вор
Александр Федорович Крыжановский был пензенским губернатором с апреля 1809 года по февраль 1811 года. Но пензенцам он запомнился хорошо.
Сын первого пензенского гражданского губернатора Филиппа Лаврентьевича Вигеля – Филипп Филиппович, известный мемуарист – писал о Крыжановском: «…царствовал тирански, деспотически. Он действовал как человек, который убежден, что лихоимство есть неотъемлемое, священное право тех, кои облечены какою-либо властью...»
«Слава» о пензенском губернаторе дошла до Александра I, который снял его с должности.
«Лучший» губернатор
Александр Алексеевич Панчулидзев – это самый неоднозначный пензенский губернатор. Как пишет в своей работе «Они управляли Пензенской губернией» наш краевед и исследователь Сергей Кузичкин, «…раз в два года А. А. Панчулидзев ездил в столицу на прием к императору. Николай I был всегда к нему приветлив. По окончании каждого приема государь брал его под руку, представлял царице Александре Федоровне и говорил: «Это пензенский губернатор Панчулидзев, лучший губернатор в России. Он был флигель-адъютантом моего покойного брата, прошу любить и жаловать».
При этом Александр Алексеевич, как утверждает ряд историков, взятки и откаты брать не стеснялся. Сергей Кузичкин пишет: «…за получение каждого места, зависящего от него, ему платилось. За право держаться на месте тоже платилось ежегодно. С откупщиков А.А. Панчулидзев брал 12000 рублей в год».
Куда эти откатные деньги девались и были ли они на самом деле – достоверно не известно. Но на организацию похорон Панчулидзева в январе 1867 года его вдова занимала средства, так как Александр Алексеевич после своей смерти ничего не оставил.
Продержался Панчулидзев в должности пензенского губернатора рекордные 28 лет.