В нашем регионе с одним из самых «старых магазинов» ассоциируется Центральный универмаг, судьба которого так же непроста, как судьбы десятков тысяч пензенцев, переживших смутные времена.
За три месяца до войны
История ЦУМа началась с принятого в 1941 году решения Народного комиссариата торговли СССР, согласно которому универмаг создавался «для показательной розничной торговли товарами улучшенного ассортимента по повышенным ценам». Постановление об открытии ЦУМа вышло за три месяца до начала Великой Отечественной. Но даже разразившаяся вскоре война не смогла помешать этим амбициозным планам и центральный универмаг в Пензе распахнул двери для покупателей.
Но универмаг не только продавал. Как это не странно звучит, он еще и производил: при магазине были открыты цеха по выпуску швейных изделий, головных уборов, валяной обуви, игрушек. Не удивительно, что вскоре ЦУМ стал главным магазином города и продолжал укреплять это гордое звание в тяжелые послевоенные годы.
Все сами
В 1949 году на работу в Центральный универмаг устроилась мама нашего коллеги - известного пензенского журналиста Владимира Вержбовского - Нина Александровна Вержбовская. Ее определили ученицей в секцию «Посудохозяйственные товары».
Это сейчас продавщицы из «модных» отделов практически ничем не отличаются от красавиц с обложек глянцевых журналов. А тогда... Маленькой худенькой Нине приходилось нелегко. Мужчины после войны были в дефиците, поэтому всю тяжелая работа легла на хрупкие женские плечики. Девушки сами разгружали товар, сами таскали его со складов в магазин. А склады находились в подвалах совершенно других зданий, правда, тоже расположенных на Московской. Девчонки брали огромные плетеные корзины, доверху загружали их товаром и брели в универмаг. Иногда за день приходилось делать несколько таких «ходок». Тяжело было, но интересно.
В начале пятидесятых годов в универмаге стали проходить показы мод. Поскольку раньше этого в Пензе не делалось, ЦУМ стал центром притяжения местного бомонда. И хотя все происходившее больше смахивало на самодеятельность, атмосферу царившего здесь праздника это не портило.
«Про манекенщиц-то мы раньше не слышали, откуда ж им в Пензе взяться? Вот и приходилось нам самим наряжаться в модные одежды и дефилировать по подиуму, - с улыбкой вспоминает Нина Александровна. - Поглядеть на новинки приходила уйма народу, поэтому вся поступившая в универмаг одежда разлеталась на «ура» и проблем с выполнением плана у нас никогда не было».
Хрусталя много не бывает
Вскоре Нину Вержбовскую назначили заведующей секцией «Хрусталь-фарфор», которая пользовалась огромной популярностью у горожан. Здесь можно было «отхватить» настоящий дефицит - хрусталь Никольского завода. Витрины с вазами, салатниками и фужерами как магнит притягивали покупателей. А уж сколько около них побывало знаменитостей - и не сосчитать.
«Помню, поднимаю глаза от прилавка, а витрины обступили здоровенные парни. Я аж обомлела: это была команда ЦСКА - легендарные хоккеисты Валерий Харламов, Владимир Петров, Борис Михайлов, Александр Рогулин, - рассказывает наша собеседница. - Они в момент скупили весь хрусталь, который был на прилавках, но его на всю команду не хватило. Естественно, я не могла отпустить любимцев страны с пустыми руками и позвала на склад».
Пока спортсмены выбирали на складе вазочки и стаканчики (дело было уже в новом здании ЦУМа), по магазину прокатился слух: в универмаге ЦСКА! Начался настоящий ажиотаж: в поисках хоккеистов по залам бегали покупатели, а продавцы выстроились в очередь. Все хотели получить заветные автографы. Чтобы ненароком не задержать матч (они же не просто так в Пензу приехали), спортсменов пришлось выводить через запасной выход.
В тот же вечер, после игры, Александр Рогулин подарил Нине хоккейную клюшку, на которой оставила автографы вся команда ЦСКА. Этот трофей долго хранился в семье Вержбовских, пока его не передали в 24-ю школу, в музей спорта.
Нина Александровна может часами вспоминать потрясающие истории, связанные с универмагом. Например, как ее - ударника коммунистического труда - чуть было с треском не уволили. И все из-за того же дефицитного хрусталя.
Как-то в магазин завезли очередную партию. В ожидании того, когда «его начнут давать», выстроилась очередь, начало которой было на втором этаже, а хвост - на первом. Чтобы разгрузить магазин от толпы, администратор решил объявить по громкой связи о том, что хрусталь будут «давать» на улице. Люди рванули вниз. В толкучке кого-то вдавили в витрину, стекло треснуло и стало сползать вниз. Беду предотвратила какая-то женщина: она успела подхватить большой кусок стекла, не дав ему разбиться и поранить покупателей. Но сама сильно порезала руку.
«В нашем медпункте ей остановили кровь и сделали перевязку, - вспоминает Нина Александровна. - К этому времени подоспела директор универмага. Когда она увидела пострадавшую - чуть было не лишилась чувств. Оказалось, что стекло поранило руку жене Льва Борисовича Ермина, который в это время занимал пост 1-го секретаря обкома КПСС. Представляете, что мы пережили? Среди продавцов прошел слушок о моем скором увольнении. Но все закончилось хорошо: через несколько дней жена Ермина пришла в магазин и попросила не распространяться об этой истории: не хотела волновать супруга».
С 1982 года и до выхода на пенсию Нина Александровна работала заведующей комплексом «Для дома, для быта».
Поворот...
В 1988 году коллектив ЦУМа избрал своим директором Галину Дюжеву, а в 90-е для него наступило тяжелое время. Но за несколько лет до этого универмагу удалось напрямую наладить торговые связи с Болгарией, Венгрией, Польшей. Поэтому даже в эпоху тотального дефицита и отсутствия денег здесь можно было найти фирменный товар. Но новое время диктовало новые правила игры, с которыми были согласны далеко не все, и вскоре случилась трагедия.
В «АиФ» № 20 от 16 мая 2001 года была опубликована заметка «Смерть бывшей хозяйки универмага». В ней говорилось следующее: «9 мая в 19.50 в своей квартире была обнаружена покончившая жизнь самоубийством (как предполагают сотрудники следственных органов) Галина Дюжева, бывший директор Торгового дома «Галина».
Что толкнуло 55-летнюю женщину на такой шаг, пока остается тайной. Скорее всего, дело связано с продажей универмага и отстранением Галины Ивановны от должности директора.
Последние часы жизни женщины прошли примерно таким образом. 9 мая вместе со своим мужем она провела на даче. К вечеру быстро собралась и уехала домой. Вернувшийся около 7 часов вечера с дачи муж долго барабанил в дверь. Затем он вызвал бригаду спасателей. Сотрудники поисково-спасательной службы выставили форточку на втором этаже и проникли в квартиру. Тело погибшей висело на платке, закрепленном на двери».
Вот такая непростая судьба у центрального городского универмага. Такая же, как у большинства наших соотечественников - с взлетами и падениями, крутыми виражами и гонками на выживание. Но жизнь идет, а, значит, самое интересное - впереди.