Расселить нельзя отремонтировать. Почему «молодеют» дома?

Полина Тальникова / АиФ

Только в Пензе насчитывается 165 аварийных домов, официально признанных таковыми после 1 января 2012 года. Среди них полуразрушенная пятиэтажка на улице Кулибина.

   
   

Дотянули

На прошлой сессии гордумы депутаты единогласно проголосовали за поправки, внесенные в городской бюджет, не обратив внимания на одну странность. Чиновники предложили выделить деньги на ремонт пятиэтажного дома, признанного по суду аварийным и не пригодным для проживания. Вот так всего за несколько минут, без споров и попыток разобраться, была решена судьба нескольких десятков человек. Теперь жители других аварийных домов тоже находятся в «легком замешательстве»: не исключено, что их тоже ждет такая же участь.

Год назад в Пензе произошло ЧП – обвалилась стена жилого дома по Кулибина, 10. Причем для самих жильцов неожиданностью это событие не стало. С 2013 года они обивали пороги чиновничьих кабинетов, жалуясь на плохую работу «управляйки». Бывшее общежитие завода Пензхиммаш было построено из силикатного кирпича, капризного к воздействию влаги. В советское время за ним должным образом ухаживали: своевременно чистили крышу и также оперативно ее чинили. Но после того как общежитие было передано на баланс города, начались проблемы.

Жительница дома Наталья Богданова показывает заявление в УО «Жилсервис-1», датированное августом 2014 года. В нем люди предупреждают об угрозе обрушения стены и требуют провести обследование и ремонт крыши.

«Реакции не последовало. В результате, два верхних этажа стали отсыревать, на стенах появилась плесень, кирпичная кладка раскрошилась, а в некоторых жилых комнатах отошла стена, - рассказывает Наталья. – Тогда же мы начали собирать документы на признание дома аварийным. В декабре 2015 года межведомственная комиссия установила аварийность. Муниципалитет издал постановление, где указал сроки расселения - до 2026 года. Мы эти сроки оспорили в судах. Отселение перенесли до 31 декабря 2020 года».

Однако здание не дотянуло даже до этих сроков. В марте 2018-го обрушилась торцевая стена. Местные СМИ, с подачи чиновников, запестрели заголовками, что жильцы намеренно разрушают свой дом: мол, неправильно его эксплуатируют, сливая куда попало воду из стиральных машинок. Про аварийную крышу чиновники молчали. В результате, большинству собственников пришлось снимать квартиры, часть жильцов переселилась в маневренный фонд. И вот уже почти год все терпеливо ждут, когда заработает новая программа переселения.

   
   

Странное решение

Но тут как гром среди ясного неба появилась новость, что депутаты внесли ряд поправок в бюджет города. Дословно прозвучало следующее: «На капремонт Кулибина, 10 направить 6,1 млн. рублей». При этом ни у кого из народных избранников она не вызвала сомнений и вопросов. Каким образом аварийный дом, установленный в первоочередном порядке к расселению, вдруг потерял свой статус? Когда и кем были оспорены судебные решения и почему жителей не поставили в известность? Что можно капитально отремонтировать в полуразрушенном здании, где господствует влага, плесень и грибок? Во сколько обойдется городской казне подобный неожиданный маневр чиновников?

Может, по такому принципу капитально отремонтировать и все остальные дома, официально признанные аварийными? Ведь по сравнению с Кулибина, 10 они выглядят «крепышами». Кроме, конечно, Ударной, 35. Хотя и здесь можно подойти творчески: например - отстроить заново три разрушенных подъезда, а остальные три косметически подрихтовать.

«Не понятно, как можно отремонтировать наш дом,  - говорит Наталья. – Моя комната расположена на первом этаже, но и туда добралась плесень от протекающей крыши. На лестнице, в общем коридоре, установлены железные подпорки. В кухне мы регулярно белили потолки, но хватало на пару месяцев».

«Теоретически возможно вывести дом из статуса «аварийный и подлежащий сносу», - комментирует ситуацию юрист Алексей Калашников. - Собрать комиссию, провести обследование и дать заключение, что дом подлежит реконструкции. В своей практике мне встречались случаи неожиданно помолодевших по документам домов, даже без каких-либо ремонтов. Сначала процент износа был свыше 70%, а после очередного обследования снижался до 50-60%. Но если говорить о Кулибина, 10, то вопрос возникает в разумности проведения ремонта. Сейчас вложат средства в проектно-сметную документацию, затем выделят под сотню миллионов на ремонтные работы, а через пару лет дом снова окажется аварийным. В результате, и проблема не исчезнет и бюджетные деньги будут бездарно потрачены».