Путь «Барса». Альпиниста, погибшего в Непале, отговаривали от поездки

Видео Владимира Чистикова "Манаслу. Бескислородное восхождение" © / Скриншот

При восхождении на гору Дхаулагири, высота которой 8167 метров, 6 октября погибли пятеро альпинистов. Их имена известны: Александр Душейко, Олег Круглов, Михаил Носенко, Дмитрий Шпилевой, Владимир Чистиков. Последний из них – пензенец, известный в регионе турист и альпинист, единственный в сурком крае обладатель почётного звания «Снежный барс». 

   
   

Сейчас пензенское сообщество туристов и альпинистов участвует в проведении эвакуационных работ. Почему трагедия произошла и можно ли было её избежать? Каким Владимира Чистикова помнят друзья и коллеги?

Их поглотила «гора-людоед»

«Со вчерашнего дня нет связи с группой Душейко (Олег Круглов, Владимир Чистиков, Михаил Носенко, Дмитрий Шпилевой). Ребята вышли на штурм, до вершины не дошли и начали спуск. В одиннадцать вечера последний раз вышли на связь. Валера Шамало вышел на штурм вместе с группой, но позже почувствовал себя плохо и решил вернуться. Он провел три ночи выше 7000, сегодня самостоятельно спустился до лагеря на 6100 м. Денис Алексенко и Артём Ценцевицкий в сложных условиях сходили на вершину и вчера спустились в базовый лагерь. Денис координирует операцию на месте. Вертолетный облет запланирован на завтра на шесть утра по непальскому времени. Отдельный рейс снимет Валеру Шамало из лагеря на 6100. Друзья, большая просьба не разгоняйтесь в комментариях. Пожалейте чувства родных. Помолитесь», – писали 7 октября на портале Mountain.ru.

Друзья и коллеги до последнего надеялись на то, что Владимир Чистиков вернётся из экспедиции живым. У него был большой опыт, он много лет занимался альпинизмом. Около года назад совершил восхождение на Манаслу, гору-восьмитысячник, став первым пензенцем, кому это удалось. Гора Дхаулагири в Непале (её ещё называют «гора-людоед») ему не покорилась. А место это и правда опасное: в 2023 году там погибла мастер спорта РФ по альпинизму Надежда Оленева.

«Я знал его давно, он был разносторонним человеком, – рассказал председатель Пензенской региональной общественной организации –«Спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза» Николай Стенькин. – Занимался туризмом и альпинизмом: считался опытным гидом, организовывал походы, экспедиции, неоднократно покорял Эльбрус и другие высоты. Кроме того , он также был музыкантом, инженером (разрабатывал музыкальное оборудование), идеографом и фотографом – его снимки на вершинах яркие, они много говорят о нём самом. Пока не верится, что Владимира больше нет с нами».

О своих восхождениях он снимал фильмы и публиковал в социальных сетях. В комментариях поражались его смелости. 

   
   

«Ничего не предвещало» в «сезон стихийных бедствий»

Из всей экспедиции удалось выжить только одному: Валерий Шамало не стал продолжать путь вместе с остальными альпинистами, сославшись на плохое самочувствие. Как оказалось, причина его отказа продолжает движение дальше заключалась в другом.

«Мы начали довольно поздно, рассчитывали, что придём быстрее, – рассказал он РЕН ТВ. – Днём на горе погода ровная, солнце светит, ничего не предвещает, а вот ночью сильный порывистый ветер, с ног сбивает. Когда я понял, что к вершине мы придём где-то приблизительно в ночное время, начал опасаться за безопасность, потому что склон очень крутой. Я сказал ребятам, что на вершине надо быть раньше, чем в сумерках или ночью, что не стоит идти в таких условиях. Я решил повернуть обратно, тем более, замёрз очень, они отнеслись к этому с пониманием. Я остался их ждать внизу, так и не дождался. Судя по всему, они добрались до вершины, но начали спускаться, и кто-то из них сорвался».

«Володя был другом моего покойного мужа, – рассказала Ольга Королькова со слезами в голосе. – Хорошо помню, как провожала Владимира в его последнюю поездку. Говорила тогда: «Ты новости Непала видел? В Катманду стихийное бедствие, самолёт недавно разбился. Там же ливни сплошные сейчас. Куда вы тащитесь? Не сезон же». Меня это очень беспокоило, ведь я и сама занималась восхождением на горы в Непале дважды, я знаю, что это такое и как погода на это влияет. Помню, он тогда сказал: «Зато сейчас световой день дольше, мы всё успеем, а ливни по большей части внизу, до нас не дойдут». Я тогда интуитивно чествовала опасность, но не придала этому особого значения. Мы переписывались, пока связь не прервалась. Даже тогда я думала о том, что обойдётся. Ведь в прошлый раз обошлось».