Недавно в школе № 46 открыли мемориальную доску нашему земляку, погибшему в Сирии, Павлу Казаченкову. А два года назад на стене школы № 15 г. Кузнецка появилась доска памяти Олегу Архирееву. «...капитан Сил спецопераций морской группы погиб при исполнении служебных обязанностей 9 июня 2016 года». Это тоже произошло в Сирии.
Это Ваша гордость
«Здравствуйте, Наталья Михайловна, это из части вашего сына звонят. По поручению командования я должен сообщить вам...» Она бросила трубку и стала лихорадочно набирать сотовый сына: «Сынок, отзовись, я прошу тебя, отзовись...» Гудки следовали за гудками, но родного голоса она так и не услышала. «Неправда, не может быть», - словно в горячке твердила мама офицера, а следом опять затрезвонил прежний номер. Что ей говорили, она не может вспомнить до сих пор, как до сих пор не верит в гибель любимого старшего сына капитана Павла Казаченкова.
В письме соболезнования, присланного из части, где служил ее сын, написано «Павел зарекомендовал себя как порядочный и ответственный офицер. Для меня - его командира и товарища - это невосполнимая потеря. Все мы с огромным горем восприняли весть о его гибели. Выражаю Вам искреннюю благодарность за воспитание сына, ставшего достойным защитником Отечества. Его жизнь, служба, отношение к исполнению воинского долга - это Ваша заслуга и Ваша гордость. Примите от меня и всего личного состава бригады наши искренние соболезнования. Память о Вашем сыне навсегда останется в наших сердцах и в истории бригады. Низкий Вам поклон и твердости духа, чтобы пережить такое горе». Но до сих пор Наталья Михайловна винит во всем себя: «Зачем позволила в артинститут поступить?»
Тельняшку не снимал никогда
«Учился он у нас в 15 школе, - рассказывает Андрей Владимирович, отец Павла. - Но едва услышал, что открылся кадетский казачий корпус, сразу перешел туда. А мы узнали, что по его окончании сын станет поступать в местный артиллерийский институт. В 2007-м его закончил, но из всех 250 лейтенантов только пятерых распределили на флот, в морскую пехоту. Вы бы видели, как он гордился! Тельняшку никогда не снимал».
На похоронах капитана на аллее Славы кто-то из военных говорил, мол, не успел в Грузию, зато в Крыму отличился. Правда, родители про Крым ничего не слышали, но Павел вообще о службе ничего не говорил. И все же шила в мешке не утаишь.
В 2015-м капитан Казаченков уже в Ростовской области на границе с ДНР. Друзья говорят, будто его хорошими товарищами были герои непризанных республик Моторола и Гиви. В чем заключалась миссия части мы рано или поздно узнаем. Пока это тайна. Зато не секрет, что именно из Донецка капитан привез любимую девушку Лену.
В отпуск бессрочный
О том, что сына отправляют в очередную боевую командировку - на этот раз в Сирию - родители узнали из телефонного звонка Павла: «Знаешь, мам, я давно хотел туда попасть. Отказываться не стал: я же офицер спецназа. Куда родина пошлет, там мое место».
Но 20 февраля Минобороны РФ распространило информацию о гибели в Сирии четырех (в том числе и нашего земляка) и ранении двух российских военных советников. Под днищем их автомобиля сработал радиоуправляемый заряд. Колонна сирийских войск, в составе которой находилась и машина с нашими специалистами, следовала из района аэродрома Тияс к городу Хомс. «Автомобиль с российскими военнослужащими проехал четыре километра, когда под ним взорвался фугас, - сообщил «Интерфакс». - Четверо военных скончались, еще двое получили ранения».
Капитан Архиреев
РВВДКУ Олег окончил с отличием. Будучи курсантом, принимал участие в параде на Красной площади. Служил честно, о чем говорят его награды - медали к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За отвагу», «За возвращение Крыма».
О том, что наш земляк погиб в Сирии, говорят многие косвенные факты.
Версия CIT
Не будем делать скоропалительных выводов, но, по мнению независимых исследователей военных конфликтов из Conflict Intelligence Team (CIT), на кладбище подмосковного Солнечногорска есть «...могилы двух погибших в Сирии офицеров подразделений Сил специальных операций ВС РФ Олега Архиреева и Максима Сороченко». Обе могилы «находятся на спецучастке, где хоронят погибших бойцов ССО из Солнечногорска.
Правда, в открытых источниках подтверждения тому, что капитан Архиреев погиб именно в Сирии, нет.
У РБК своя версия случившегося: «...Архиреев был командирован в Сирию, где проходил службу в качестве пулеметчика. В ходе операции обнаружил фугас и закрыл источник взрыва, чем спас остальных военнослужащих отряда. В результате взрыва офицер потерял обе ноги, руку и скончался от полученных ранений через два дня. После его гибели сослуживцы по Рязанскому училищу объявили в соцсетях о сборе пожертвований для вдовы. У могилы Олега Архиреева волонтеры CIT обнаружили венок от в/ч 01355 (Кубинка-2) — подразделения ССО России».
Вопросов больше, чем ответов. Если капитан Архиреев геройски погиб в Сирии, почему об этом молчат? Ведь не секрет, что официально российская военная операция в САР началась 30 сентября 2015 года. За это время наши военнослужащие уничтожили 85 000 террористов. По официальной версии, в Сирии в ходе боевых операций погибли 44 военных. Это не считая двух авиакатастроф, унесших жизни еще 131 человека и недавно сбитого Ил-20, на борту которого находились 15 членов экипажа. Из техники потеряны 8 самолетов, 7 вертолетов, 2 БТР и бронеавтомобиль.
Для сравнения, за первые три года войны в Афганистане погибли 4800 советских солдат и офицеров, были потеряны 60 танков, 400 БТР, БМП, и БРДМ, 15 самолетов, и 80 вертолетов.
P.S.: Время, конечно, все расставит по своим местам. Однако и надпись на могиле О. И. Архиреева и на мемориальной плите на школе возвращают к временам начала афганской войны, когда по негласному распоряжению на надгробиях запрещалось указывать, где погибли солдаты.