Проблема с душком. Почему Пензе не хватает «мусорных» полигонов

Надежда Кузьмина / АиФ

Свалки вдоль дорог, свалки в лесах и на берегах водоемов, свалки у домов и на детских площадках – такова, к сожалению, безрадостная картина сегодняшнего дня. Одна из причин такого безобразия - копящийся мусор просто-напросто некуда девать.

   
   

«Со свалки спроса нет»

В нашей области на 27 районов приходится всего 12 спецполигонов, предназначенных для захоронения бытовых отходов. Разумеется, этого мало – особенно если учесть, что один человек, по данным статистики, за год производит около 450 килограмм мусора.

«В семидесятые-восьмидесятые годы в нашем регионе действовала комплексная программа по строительству полигонов ТБО, - рассказывает начальник отдела управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Сергей Севостьянов. - Разрабатывались проекты, проводились экспертизы, а потом вся эта документация рассылалась по районным администрациям».

В итоге где-то программу успешно реализовали, а где-то до сих пор довольствуются тем, что есть. В качестве примера Сергей Викторович приводит Колышлейский район. Там на площадке, отведенной под строительство, выросла обыкновенная свалка. На вопрос о том, почему бы не сделать из нее полноценный спецполигон, руководство компании, отвечающей за эксплуатацию площадки, отвечает просто: со свалки нет спроса.

«Полигон - это жесткие правила эксплуатации, требования, регулярные проверки и прочая, прочая, прочая, - отмечает наш собеседник. - А со свалки спросу нет. Лежит мусор себе и лежит. А как лежит, что с ним происходит - это уже мало кого волнует».

История с продолжением

Но и там, где полигоны есть, тоже все не слава Богу. Практически все сооружения для изоляции ТБО (как правило, это вырытые в земле траншеи глубиной до восьми, шириной до 13 и  длиной до 200 метров) строились в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века. Нетрудно догадаться, что за минувшие с тех пор 20-30 лет траншеи либо заполнились мусором сверху донизу, либо, как полигон возле села Чемодановка, заполнятся уже совсем скоро. И сейчас отходы просто сваливаются поверх уже накопившихся куч, прямо на землю, что, конечно, не способствует улучшению экологической обстановки. К тому же плотно спрессованные кучи постоянно горят.

   
   

Решения нет

«Когда мы общаемся с районными администрациями, нам говорят одно и то же: нет денег, - продолжает Сергей Викторович. - Но позвольте. Вот, например, администрация Каменского района. Два года мы с ней бились. В итоге они все-таки нашли деньги и построили по имеющемуся проекту траншею длиной 240 метров. Нашли ведь деньги? Нашли. Чем Каменский район отличается от любого другого?»

Но это еще половина беды. В некоторых районах Пензенской области нет не только полигонов для захоронения ТБО, но и организаций, имеющих лицензию на обращение с отходами. Такая ситуация сложилась в Лопатинском, Камешкирском, Сосновоборском, Городищенском и многих других районах. Кто и как там занимается «обезвреживанием» мусора (и занимается ли вообще) - большой вопрос.

«Средняя Елюзань, двенадцать тысяч человек населения, - продолжает Севостьянов. - Сделали у себя под селом огромную свалку. Сколько раз мы обращались к администрации Городищенского района, сколько раз предлагали им решить эту проблему, обустроить полигон. Это ведь не так все сложно и не так затратно, на самом-то деле. Но реакции никакой как не было, так и нет».

Кстати

Как было отмечено в ходе постоянной комиссии городской думы по ЖХК, на полигоне близ села Чемодановка заканчивается место. На сегодняшний день полигон заполнен на 85 % из максимально допустимых 7,4 тысяч тонн отходов там уже захоронено 6,3 тысячи тонн. По предварительным оценкам на то, чтобы заполнить свалку до конца, уйдет еще семь-восемь лет.

Специалисты видят решение проблемы в переработке вторичного сырья. В случае грамотной организации эта мера позволит продлить срок службы полигона до 14-16 лет.

«Мы готовы обсуждать предложения инвесторов, - отметил в ходе обсуждения проблемы начальник городского управления ЖКХ Андрей Гришин. - Появляются организации, которые хотели бы поучаствовать в проектах. Но реально желающих взять в работу полигон нет. Есть желающие взяться за строительство нового полигона. Но мы пока не рассматриваем его как основной. Мы изучали опыт предприятий по переработке отходов, например, в Москве. В их работе существует определенные норма накопления мусора на полигоне. Так вот, чтобы эта компания зашла на наш полигон, нужно, чтобы мусор на него свозили со всего региона. Понятно, что это не реально».