Последняя остановка?! Пенза решает судьбу троллейбусного парка

Вячеслав Колесников / АиФ

Статистика жестока: количество пассажиров троллейбусов с каждым годом уменьшается, а это может привести к вымиранию электротранспорта. Такое уже произошло в Астрахани, Липецке и Твери. 

   
   

Безручный чемодан

С появлением легкового автотранспорта и конкурентов в виде автобусов и маршруток троллейбусы пережили ряд кризисов. До 2015 года троллейбусными перевозками занималось МУП «Пассажирские перевозки Пензы», которое признали банкротом. Парк удалось сохранить - перевести под управление СМУП «Пензалифт». Но в 2017 году снова смена: троллейбусы попали под крыло ООО «Городской электрический транспорт».

Глава «Горэлектротранса» Александр Кровяков в ответе на запрос еженедельника «АиФ-Пенза» лаконично обрисовал состояние предприятия, отметив, что оно «неубыточное». На нем работают 297 человек, нехватка кадров мизерна: требуются лишь три кондуктора. Но условия труда напряженные: на линии 65 машин 2006-2008 года выпуска. Пассажироборот страдает.

По данным, озвученным мэрией, на троллейбусах ездят от 7 до 10% общего числа пассажиров, несмотря на дешевизну билетов. При этом по итогам 2019 года затраты на компенсацию проезда составили 107 миллионов рублей. А еще  потребуется 45 млн рублей на обновление и ремонт парка. Здесь возникает дилемма: либо дать денег из бюджета, либо поднять стоимость проезда и провоза багажа. Но вторая затея - самоубийство для троллейбусов: они потеряют единственное конкурентное преимущество - цену в 20 рублей, самую низкую в городе.

Кристина Подшивалова, преподаватель ПГУАС:
- У троллейбуса нет двигателя, который нужно обслуживать и заправлять, а на электричество затраты меньше, чем на топливо для автобуса. Но на содержание контактной сети и подстанций тратятся колоссальные средства. Затратно и решить проблемы высокого износа. Как правило, в муниципальном бюджете средства на это не предусмотрены. Поэтому обновление троллейбусного парка без государственной поддержки невозможно. Зачастую можно услышать, что троллейбусный транспорт нерентабелен. Но не стоит забывать основное назначение городского пассажирского транспорта: удовлетворение потребностей населения в перевозках и создание комфортных условий в пути. Поэтому функционирование троллейбусного парка нельзя позиционировать как средство получения прибыли.

Убрать нельзя оставить

«Троллейбус не производит выхлопных газов, потому безопасен для окружающей среды, - приводит доводы в поддержку «двурогих» преподаватель экологии, доктор наук Александр Стаценко. - Увеличение парка сделало бы атмосферу чище». 

«Сколько было трудных периодов, но выживали, - с улыбкой рассказывает водитель троллейбуса с 13-летним стажем Владимир (имя изменено. - Прим. ред.) - Нашей профессией надо «болеть». Обычный человек за 20 тысяч рублей не станет ездить спозаранку».

   
   

Сейчас власти города перерабатывают подход к общественному транспорту, один из его аспектов - вопрос с электротранспортом. 

«Экономика у троллейбусных маршрутов плохая, себестоимость проезда почти 40 рублей, - объясняет мэр города Андрей Лузгин. - Популярность маршрутов падает. Состояние троллейбусов все видели: половина требует списания, срок амортизации прошел. Но решение не принято, будем учитывать также и мнение общественности».