Последний заезд. Что остановит пьяного за рулем

Ирина Акишина / АиФ

В Заречном на улице Зеленой недалеко от одного из пешеходных переходов и сейчас лежат букеты и венки цветов. Накануне Пасхи 29-летний местный житель за рулем Mercedes-Benz насмерть сбил 18-летнего велосипедиста. Для города, в котором число убийств в год можно пересчитать по пальцам, это ДТП стало резонансным. На похоронах ритуальный зал еле вмещал всех, кто пришел проститься с погибшим.

   
   

Сейчас подозреваемый находится под арестом. Год назад его уже лишали водительских прав за нетрезвую езду. Но это не помешало ему снова сесть за руль в состоянии опьянения и сбить человека.

И этот случай не единственный, когда езда под градусом привела к смерти. Почему даже жестокое наказание не останавливает водителей подшофе? И кто берет деньги за то, чтобы допустить алкоголика и наркомана за руль?

Права алкоголиков

Еще осенью 2020 года правоохранительные органы заговорили о росте «пьяных». ДТП. По данным УГИБДД по Пензенской области, в 2020 году по вине нетрезвых водителей произошло 204 аварии, в которых 61 человек погиб и еще 289 граждан были травмированы. Также сообщалось, что за девять месяцев 2020 в состоянии опьянения задержали 3274 водителя и еще 609 - пьяных и уже лишенных прав.

По данным, предоставленным прокуратурой Пензенской области, в первом квартале текущего года осуждены семь водителей, которые совершили смертельные ДТП или причинили тяжкий вред здоровью. Еще больше тех, кого ранее лишали прав за вояж под градусом или отказ от медосвидетельствования, но они решили повторить свои «подвиги» на дороге. В первом квартале 2020 года их было 146. В первом квартале 2021 года этот показатель не намного ниже - 136. И это несмотря на то, что за пьяный рецидив грозит даже не громадный штраф, а реальный срок за решеткой.

Зеленый свет

Одна из причин тому – медкомиссии для водителей. Вернее, их периодичность. Обычно автомобилист должен проходить ее раз в 10 лет.

   
   

«За такой отрезок времени человек может попасть на учет к наркологу, и тогда стоит поднять вопрос об использовании им транспортных средств. Негативно влияют и частные медицинские заведения, где наркологи выдают заключение, не запрашивая информацию о пациенте в наркологической больнице, экономя время. Так водительские права может получить человек, находящийся на учете из-за алкоголизма или наркомании», - считает врач-психотерапевт Сергей Тарасов.

По данным региональной прокуратуры, в 2020 году было удовлетворено более 55 исков о лишении водительских прав в связи с ухудшением здоровья и нахождением на учете у врачей. Подавляющая часть касалась алкоголиков и наркоманов.

Государство хотело закрутить гайки. Уже несколько лет пытается вступить в силу закон, согласно которому автолюбители должны каждый год сдавать анализы в диспансере и получать «разрешительные» справки от нарколога. Против него жестко выступают автолюбители: они считают, что в этом случае стоимость медосмотра для них возрастет.

«У государства есть картотека тех, кто стоит на учете у нарколога, есть база граждан, имеющих водительские права. Пусть власти автоматически сравнивают эти базы. Но почему это нужно делать за наш счет?» - возмущается таксист Василий Тараcов.

В результате ежегодные справки так и не ввели, наркоманов в базе автолюбителей ищет прокуратура, документы сверяют в соответствии со своим графиком работы. Автоматически выявлять их пока так и не получается.

Член Общественной палаты Пензенской области, врач-нарколог Сергей Дегтярь:
«Действовать нужно по двум направлениям. Во-первых, бороться с алкоголизмом населения. Во-вторых, ужесточать наказания за нарушения. Если человек хоть раз попался пьяным, то следует не просто ввести штраф, а лишить прав на долгий срок, например, от пяти лет».

Санкции не страшны

Санкции за вояжи под градусом суровые: 264 статья УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предусматривает до 15 лет заключения. Но пензенцы продолжают садиться пьяными за руль. Особенно сложная ситуация в районах, где идет рост пьяных ДТП. От деревень до поста ДПС - несколько километров, и жители рады этим пользоваться. В октябре прошлого года пьяный житель Никольского района вылетел в кювет, где врезался в бетонные блоки. К счастью, водитель выжил.

Отсюда и пошли разговоры об ужесточении наказания. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который предполагает, что максимальный штраф за повторное пьяное вождение повысится до 500 тысяч рублей. Также суд сможет назначить наказание в виде лишения свободы не на два года, а на три.

«Репрессивные меры за вождение в состоянии опьянения уперлись в потолок, но они не останавливают. В некоторых странах даже смертная казнь не становится причиной для того, чтобы отказаться от поездок подшофе. Эту проблему нужно решать системно. Из положительных примеров можно назвать Татарстан, где культура вождения вышла на высокий уровень и число нарушений очень низкое. Это произошло благодаря совместной работе ГИБДД, прокуратуры, суда и местной администрации, установке большого числа камер. Практически все пешеходные переходы в Казани просматриваются. Кроме того, это позволяет бороться с коррупцией на дорогах», -  рассказал доктор юридических наук Георгий Романовский. 

По последним данным в Пензенской области работает 136 стационарных камер и 10 передвижных. Специалисты говорят, что для нашего региона, где на 1000 человек приходится 320 машин этого мало.