Поехали?! Решит ли новый регоператор транспортную проблему

Региональное УФАС возбудило сразу два дела из-за повышения платы за проезд в ноябре 2020 года. Антимонопольный орган проанализировал ситуацию на рынке и пришел к выводу, что «ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Компания Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ООО «Меркурий-авто-6» с октября 2020 года находятся под контролем одного юридического лица. Их доля на рынке составляет более 50%, а, следовательно, на их действия распространяются запреты, установленные федеральным законом «О защите конкуренции». 

   
   

К пензенским маршрутчикам нагрянут ревизоры и из ФНС. Налоговая инспекция решила проверить, как они соблюдают законодательство о контрольно-кассовой технике. Ведомство уже запланировало выездные мероприятия на 2021 год. На фоне новостей, связанных с реформой общественного транспорта и созданием государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Пензенской области», все происходящее сейчас кажется «черной меткой» для частников. А что после всех объявленных инноваций изменится для пассажиров?

Автобусы, испытанные на себе

Претензии к денежным потокам, которые проходили через общественный транспорт, были давно. Именно эта область считалась одной из тех, где царствует неофициальный, не обремененный налогами поток наличных.

Ровно год назад проверки уже проходили, но проводило их управление транспорта. И результаты были негромкими. А вот ФНС может навести шороху, заставив частников страдать. Но страдания перевозчиков – не главная беда нынешней системы общественного транспорта.

На маршрутные такси есть из-за чего обижаться и рядовым гражданам. Они постоянно поднимают цены. И ни ФАС, ни власти не могут их урезонить. Даже когда антимонопольной службе удавалось доказать картельный сговор, перевозчики отделывались забавными штрафами. Кроме того, пензенцы постоянно жалуются, что в поздние часы маршрутки уже не выходят в рейс. 

И это беда не только областного центра, но и, например, той же Бессоновки.

В администрации района утверждают, что пока потребности в муниципальном транспорте нет: частники, по мнению чиновников, полностью удовлетворяют интересы бессоновцев. Якобы есть лишь недовольство у жителей отдаленных районов, но ради двух пассажиров автобус лишние десятки километров наматывать не будет. Правда, те, кто общественный транспорт каждый день испытывает на себе, имеют о нем другое мнение.

   
   

«Из Бессоновки ты практически не уедешь. Автобус делает остановку в центре села и потом едет весь переполненный в Пензу. Обратно возвращается очень рано и тоже переполненный! Недавно у нас повысились цены за проезд. Но качества в этих колымагах остается ужасающим: зимой холодно, печка не работает, в жару же - нет кондиционера», - возмущается жительница Бессоновки Светлана. Она надеется, что после реформы маршрутки будут ходить чаще.

Свои надежды у ЗАТО. Общественный транспорт там уберегли. «Но автопарк нашего муниципального предприятия требует обновления», – поясняет заместитель главы администрации Заречного Илья Дильман. В городе Росатома случилось горе горькое: несколько лет назад там вышли из строя сразу несколько десятков автобусов. Теперь остается только надеяться: если области удастся получить новый транспорт, что-то перепадет и ЗАТО.
Фото: АиФ/ Владлена Курылева

Кто экономнее?

На пресс-конференции, состоявшейся в конце 2020 года, мэр Пензы Андрей Лузгин рассказал «азы» транспортной реформы: планируется обновление состава, отказы от дублирующих маршрутов. Если будет ГКУ, то можно подумать, что транспорт станет муниципальным, вернутся регулируемые тарифы и ездить станет дешевле. Вот здесь и начинаются вопросы. Частные перевозчики давно научились экономить. Например, они, похоже, «оптимизируют» налоги, не случайно ФНС идет к ним в гости. Сайты бухгалтерской документации рассказывают, что штат многих транспортных компаний состоит из 9-30 человек. Остальные рулят баранкой невидимками?

«На частном транспорте отсутствуют кондукторы, машины ремонтируются «в гаражах», а не в оборудованных ремонтных мастерских автопарков. Коммерческие перевозчики не тратятся на автобусы, в которых можно провести детскую или инвалидную коляску. Частный транспорт выбирает для себя наиболее выгодные маршруты, в то время как муниципальный должен обеспечивать передвижение пассажиров из всех районов города. Вследствие этого муниципальный транспорт требует дотаций на свое содержание. Здесь также станут повышать тарифы», - поясняет экономист Ирина Соколова.

Пассажирам же по большому счету все равно, на чем ехать: на муниципальных автобусах или частных маршрутках. Главное, чтобы ходили по расписанию и условия были комфортными. И цены не бесили.

Вот на последние требования реформаторы, похоже, и хотят обратить особое внимание.

Новое ГКУ – это не обязательно общественный транспорт. Власти заявляют о том, что хотят перестроить всю систему и регулировать ее. На сессии Законодательного собрания области уточнялось: новый регоператор создается, чтобы автоматизировать пассажирские перевозки, в том числе и их оплату, сделать возможным ездить с пересадками по единому билету. А главное – контролировать стоимость. 

Вот только как это будет выглядеть на практике, пока неясно. Поэтому и эксперты «АиФ-Пенза» не могут в полной мере оценить то, чего стоит ждать от нового ГКУ.

Депутат Пензенской городской думы Ольга Изранова:
«Ошибочно полагать, что муниципальное предприятие будет проигрывать в прибыльности частному: порой государственное управление приносит такую же прибыль, как и бизнес. Преимущества есть как у первых, так и вторых. Например, муниципалы имеют финансовую поддержку государства, но при этом у них очень сложные системы закупок. Иногда муниципальное предприятие может работать «в ноль», покрывая все расходы. Частное предприятие такого не может себе позволить долгое время. Однако дело не в форме управления, а в кадрах. Эффективная работа умелых менеджеров - вот что сделает компанию стабильной и прибыльной».

Миллиарды на поездки

Зато уже известны запланированные траты. В конце декабря Андрей Лузгин озвучил пугающую цифру в 4 миллиарда рублей - во столько обойдется финансирование реформы только для областного центра.

Начальник регионального управления транспорта Сергей Буйлов на сессии Законодательного собрания уточнял, что в рамках проекта предполагается создание государственного казенного учреждения, выполняющего функции госзаказчика. Он станет выполнять работы, связанные c осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. На эти цели предполагается выделить 20 млн рублей из областного бюджета. Также потребуется разработка документов транспортного планирования, определяющих стратегию развития маршрутной сети Пензенской городской агломерации, она обойдется в 65 млн рублей. И тогда у региона появится шанс войти в федеральную программу, по которой и предоставят вожделенные автобусы. 

То есть вечером деньги, а стулья лишь утром. А если войти в программу не удастся, пригодится ли ГКУ само по себе? Без автобусов?

Председатель комитета Законодательного собрания Пензенской области Георгий Камнев:
«Пока что не ясен функционал нового ГКУ. Если это будет госструктура, распределяющая маршруты между заказчиками, тогда пользы от него будет немного. Если же у предприятия появится собственный транспорт, то оно сможет заниматься организацией перевозок и тогда уже можно говорить о возрождении муниципального транспорта. МУП «ППП» был обанкрочен искусственно. Этот факт подтверждали и региональное УФАС, и контрольно-счетная палата. Версии о банкротстве из-за льгот и системы налогообложения выглядят неубедительно: сейчас и частный транспорт предоставляет льготы пенсионерам и школьникам, но кризиса не наблюдается. Если бы «Пассажирские перевозки» не уничтожили, то предприятие до сих пор бы жило и приносило прибыль».

Убить дракона

Впрочем, есть вопросы и побольней. Не получится ли так, что реформаторы наступят на старые грабли?

На создание нового регоператора уже выделяются десятки миллионов рублей.  Содержание автобусной армады тоже обойдется в копеечку. Не включат ли все эти расходы в тариф? А если тариф повысят, зачем тогда нужна была реформа?

Кроме того, возникнет призрак МУПа «ППП», банкротство которого до сих пор не дает покоя. Есть мнение, что одной из причин стала система налогообложения, а тогдашний мэр Пензы Юрий Кривов заявлял, что «в основе банкротства лежит история со льготами». Однако при этом МУП «ППП» последние годы экономической жизни вел себя крайне странно. Например, он отдал частникам ряд самых «жирных» маршрутов, ФАС обвиняло его в том, что вступил с ними в картельный сговор в 2015 году. Рухнул МУП «ППП» в рамках закона: арбитражный суд не нашел нарушений. Так же законно исчезли и почти все ПАТП в регионе, отдав маршруты пензенскому автовокзалу. МУП «ППП» умер смертью храбрых на глазах у прежнего состава пензенской городской думы. И были среди тех народных избранников руководители частных перевозчиков. Могли ли они повлиять на судьбу предприятия?

«Часто власть имущие получают возможности решить неудобный вопрос: продавить интересы своего бизнеса, способствовать банкротству конкурента. Однако в этом случае нужно доказать причастность к подобным действиям, а также нанесенный ущерб. Как показывает современная практика, у таких лиц есть серьезная юридическая поддержка, благодаря которой удается  избежать ответственности», - поясняет преподаватель ЮФ ПГУ Роман Пророченко.

Остается и самый тяжелый вопрос. Сейчас идет реформирование рынка или его передел? Частных перевозчиков в Пензе часто связывают с фамилиями Фомина и Кривозубова. А их, в свою очередь, - с фамилией прежнего пензенского губернатора. Сейчас от сформированной при нем системы общественного транспорта пытаются отказаться. На рынок перевозок рвутся новые игроки. Только не окажутся ли они с характерами старых?