Пламя Сарова. Как наши огнеборцы стали героями закрытого города

Вечером 14 августа команда пензенских пожарных погрузилась в машины и выехала в город Саров Нижегородской области. Его еще называют ядерным щитом страны. Туда экстренно собирали лучших огнеборцев со всего Поволжья.

   
   

С дороги на фронт

В середине августа в Мордовском заповеднике огонь охватил три тысячи гектаров леса. Его пытались остановить, расчищали сухостой, делали просеки. Но пламя продолжало наступать. Наступать на Саров с его лабораториями и полигонами.  

Пензенцев призвали на подмогу вечером в субботу, в выходной день. Вызвали самых лучших, тех, кто входил в специальную аэромобильную группировку. Она так называется, потому что может выдвинуться в любую точку России в случае ЧС. Автомобилем или на самолете. В Саров наши земляки добирались в автоколонне. По словам пожарных, это первый случай использования аэромобильной группировки за семь лет для тушения крупного пожара.  

Не спали всю ночь и в 8 утра были уже на месте. Отдохнуть им не дали.

«Обстановка была накалена. Нашу группировку разделили на две части. Ту, которую возглавил я, перекинули к одной из застав, где стояла военная лаборатория. У нас была задача поставить насосную станцию в двух километрах от «фронта» и обеспечить водой ребят на передовой», - рассказывает замначальника части по проведению аварийно-спасательных работ специализированной пожарно-спасательной части Антон Панов.

Когда огнем бьют огонь

Вторую часть бойцов отправили на передовую тушить разгоравшееся пламя. Лес был большой, высокий, густой. А ветер порывистый, сильный. Огонь распространялся быстро. В один из дней приняли решение пустить встречный пал - огонь с другой стороны. Расчет в этих случаях такой: одно пламя остановит другое, огню некуда будет распространяться, вокруг уже все будет сожжено. Эта крайняя мера.

   
   

«Встречный пал затрачивает много сил, но его организовали по объективным причинам: подул сильный ветер, как смерч. Направление огня в такой ситуации непредсказуемо», - рассказывает Антон Панов.

В тушении помогала авиация. Вертолеты привозили из Горьковского водохранилища по три тонны воды. Самолеты сбрасывали по сорок тонн. Но пожар был сильный, даже такие объемы не помогали его затушить.

«Иногда огонь шел очень быстро, приходилось отступать», - рассказывает Антон Панов.

«Были моменты, когда огонь окружал нас из-за того, что менялся ветер, - вспоминает старший инструктор-пожарный  специализированной пожарно-спасательной части Владимир Федоров. - Страха не было. Мы готовы к таким испытаниям, наша аэромобильная группа постоянно проводит учения».  

Огнеборцы таскали тяжеленные ранцевые установки для тушения пожара, из которых поливали водой огонь, «как опрыскивателями». Работали в дыхательных аппаратах. Обычно на открытом воздухе их не применяют, используют в задымленных зданиях. Но дым шел так плотно, что баллоны не снимали. На лицах у парней оставались следы от масок.

Пензенцы работали сутками. В 10 часов утра заступали на пост тушить пожар. В это время отработавшие пожарные возвращались в расположенный в 15 километрах от огня лагерь. Все удобства типа душа и туалета были на улице.

«Сил не хватало. Сутки в тяжеленном костюме с баллоном на жаре, - вспоминает Владимир Федоров. - Приедешь, поешь и спать. Звонил жене, рассказывал, что все хорошо. Она тоже служит в МЧС, все понимает».

Но даже в лагере огонь напоминал о себе: иногда из-за дыма видимость была менее 10 метров. А еще здесь периодически стреляли, чтобы отпугнуть диких животных, которых мог пригнать к людям пожар. В мордовском заповеднике живут не только белки и зайцы, но и волки с медведями.

Не до гурманства

Жили пензенцы в двух больших армейских палатках, спали на привезенных собранных кроватях.

«Завтрак у нас был в лагере. Обед и ужин привозили на позицию, - объясняет Антон Панов. -  Гарнир с котлетой или отбивной. Салат, хлеб, бутерброды, пол-литра воды и 0,3 компота».

«На позициях старались есть быстро. Огонь был буквально в нескольких метрах», - вспоминает Владимир Федоров.

Пламя подбиралось к населенным пунктам. Пензенцы участвовали в эвакуации села Аламасово Нижегородской области. Все происходило не как в кино: без истерик жителей. Собрались и уехали. К счастью, до села огонь не дошел.

О жителях Сарова пожарные не могут забыть. «Ни в одном городе не встречал людей, которые относились бы с такой благодарностью. Когда ехали на построение на центральную площадь города, нам улыбались, махали руками. Во время тушения привезли мороженое, мол, угощайтесь. Другой раз к нам приехал большегруз, а там - целый багажник арбузов», - делится воспоминаниями Владимир Федоров.

16 августа огонь удалось побороть. Перед этим «включили дождик», которого не было две недели.

«Дождь шел почти целый день: с 04:00 до 20:00. Прибил все очаги. Домой ехали уставшие, но довольные, что выстояли, - заключает Антон Панов. - Удивительно было увидеть, как такое большое число подразделений, техники работало слаженно и эффективно. С нами боролись пожарные из других регионов - Татарстана, Нижнего Новгорода, Марий-Эл, были военные, Росгвардия, спасатели. Всего около 1500 человек. Для сравнения, число пожарных в подразделениях региона - 1533. Такой опыт не получишь нигде».

Зато от коллег они уже получили новое «звание»: участников аэромобильной группировки теперь зовут не иначе, как «герои Сарова».

Спустя неделю помощь пензенцев потребовалась снова. В ночь с 19 на 20 августа 35 человек личного состава и 9 единиц техники снова выехали в Нижегородскую область на новый пожар.