Первый день сентября. Известные пензенцы о школе и первом классе

Когда-нибудь и эти дети будут с улыбкой вспоминать свой первый поход в школу. © / Елена Никитина / АиФ

1 сентября - праздник, без которого невозможно представить начало учебного года. Море цветов, белые бантики, кружевные фартучки, слезы умиления и традиционный первый звонок. В этом году за парты село рекордное количество первоклашек - 1,8 миллиона. В Пензенской области первый раз в первый класс пошли 13 тысяч 769 мальчишек и девчонок. Когда-то на их месте был каждый из нас - с нелепыми косичками и первыми в своей жизни пиджачками.

   
   

Бутафорские ножницы

Журналисты нашей редакции попросили известных людей города вспомнить, как они пошли в первый класс. Нашими собеседниками стали люди разных профессий и разных возрастов. Но их такие непохожие воспоминания объединяла теплота, с которой они рассказывали о своем 1 сентября.

«Я отлично помню, как пошел в первый класс, - рассказывает министр образования региона Александр Воронков. - Мы с родителями жили рядом со школой № 16, а учиться меня отдали в новую, только что построенную школу № 58. До сих пор помню ощущения, которые я испытал, первый раз переступив ее порог. Было волнительное предчувствие надвигающихся перемен. А еще на всю жизнь запомнилась первая линейка. По сценарию, я должен был перерезать красную ленточку, но не обычными ножницами, а бутафорскими. И вот я маленький стоял с этими огромными картонными ножницами и изо всех сил изображал, будто перерезаю ими ленту. А рядом стояла девочка с маленькими, еле заметными ножничками. Она-то и сделал всю работу. Но поскольку внимание было приковано ко мне, никто ничего не понял. Потом ребята долго пытались выведать у меня, каким образом была перерезана лента, строили разные версии. Но я так и не раскрыл этот секрет».

«Это было очень давно - в 1945 году. Голодное и тревожное время. Купить обновку к школе было не на что, да и негде, - вспоминает бывший инженер областной онкологической больницы, запустившая в нашем городе первую лучевую пушку, а теперь пенсионерка Лидия Панина. - Мне повезло: моя мама очень хорошо шила, поэтому я пошла в первый класс в простеньких, но новеньких юбочке и кофточке.

Была ли у нас линейка я, честно говоря, не помню. Но в памяти до сих пор стоит картина, которую мы - первоклашки - увидели, войдя в школу. Сейчас в этом здании располагается гимназия № 6, а раньше был госпиталь, поэтому в коридорах и кабинетах ощущался стойкий запах лекарств. А кое-где даже валялись окровавленные бинты. Но нам не было страшно. Наоборот, мы испытывали гордость от того, что в нашей школе лечили раненых».

Прозвище для учителя

«Больше всего мне запомнилась первая школьная линейка. Это было в 1959 году. Я учился в школе № 11 (сейчас там располагается здание Гороно), - вспоминает директор Пензенской картинной галереи

имени Савицкого Кирилл Застрожный. - У нас была школьная форма - шерстяные гимнастерки с подворотничками, как у солдат, ремни с медными бляшками, ботинки, фуражка с кокардой. Мои родители были очень занятыми людьми, они привели меня на линейку и я, если честно, даже не помню, остались они на ней сами или нет. Ну, наверное, все-таки остались.    
   

И была у нас очень опытная, замечательная учительница Лидия Николаевна. Нам казалось, что она весьма в возрасте, но сейчас я понимаю, что ей было где-то лет сорок. Перед тем, как вести класс на линейку, она сказала: «Ребята, нам нужно выбрать старосту. Он станет моим помощником, будет всегда хорошо себя вести, отлично учиться и будет всем примером». Мы все - и я в первую очередь - сразу начали крутить головами: ну где же, где этот образцовый мальчик, который станет правой рукой такого авторитета, как Лидия Николаевна? И тут она говорит: «Это будет Кирюша». Вывела она меня, поставила во главе отряда, и мы пошли на линейку. И за все три года, что я учился в одиннадцатой школе, я Лидию Николаевну ни разу не подводил. Однажды только получил двойку по чтению, потому что не подготовился. Но это уже совсем другая история».

«Я учился в школе № 2 в Терновке, - подхватывает разговор главный архитектор Пензы Зуфар Зиятдинов. - Первое сентября запомнилось ощущением радости от того, что в жизнь вторгается что-то новое, не известное и очень захватывающее. Потом, конечно, было много всего: до сих пор при слове «школа» в памяти всплывает миллион историй и случаев. Хотя прошел сорок один год. Что-то одно, пожалуй, и не выделишь. Ну вот, например, был у нас преподаватель черчения по прозвищу Балет. Он на уроках вместо «Кто болеет?» спрашивал «Кто балет?». Так и прицепилось. А у меня, кстати, прозвища не было. Наверное, из-за имени - очень оно сверстникам казалось необычным».