Переселенческий скандал. Как оформить собственность и стать бомжем

Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Очередная программа переселения из ветхого и аварийного жилья может обернуться жилищной катастрофой для многих собственников проблемных домов. Виной всему изменения в Жилищном кодексе, которые вступили в силу с января 2020 года и благодаря которым вместо полноценных квартир люди могут оказаться вообще без крыши над головой. 

   
   

Новогодний «подарок»

Жить в аварийном доме рисковое дело. Но для Пензенской области, как впрочем, и для всей России, это вполне обычная практика. В регионе аварийными официально признаны 297 многоквартирных домов, из них всего лишь 142 «счастливчика» вошли в программу переселения, в областном центре таковых 86.

В их числе печально известный дом №11 по ул. 9 Января. В отличие от собратьев по несчастью (Кулибина, 10 и Ударная, 35), он продолжает из последних сил держаться, а его жители ждут обещанные квартиры на протяжении последних двух лет под постоянным страхом обрушения. В 2019 году городские чиновники дружно заверяли, что квартирный вопрос будет решен до 1 октября того же года. Этого не произошло, переселение отодвинули на неопределенный срок, зато в январе на подъездах появилось объявление об изменениях, внесенных в статью 32 Жилищного кодекса РФ. 

Теперь собственник аварийного жилья, совершивший покупку или оформивший договор дарения с момента признания дома аварийным, получит лишь выкупную стоимость вместо полноценной квартиры. Подобным образом государство обезопасило себя от нечистых на руку дельцов, которые активно скупают ветхое жилье за копейки, разграничивают лицевые счета и, допустим, вместо одной «трешки» получают три полноценные «однушки». Таких примеров масса. Но законодатель, похоже, не ожидал, что его благие намерения обернутся трагедией для обычных людей.

«В 2019 году я оформила дарственную на комнату в квартире на общей кухне своему сыну, инвалиду II группы, - рассказывает бывшая собственница недвижимости в доме №11 по ул. 9 Января Антонина Ерунова. – У него своего жилья нет. В результате, по новому закону он получит, в лучшем случае, 300 тысяч рублей, а не квартиру». 

В худшей ситуации может оказаться семья Трунцовых, которая проживает в трехкомнатной квартире вшестером. Глава семейства оформила две дарственные на внуков, по комнате каждому. И теперь они все вместе могут оказаться в однокомнатной квартире, получив при этом некую (не очень большую) сумму за две комнаты.

   
   

Виноватых нет

Сложившаяся ситуация вызывает ряд вопросов. Почему, например, до сих пор нет ограничений при оформлении сделок через Росреестр по аварийному жилью? Если бы они были, то, возможно, «пострадавших» от нового закона было бы гораздо меньше, да и у чиновников бы голова не болела.

«В ряде случаев люди оформляли свою собственность после того, как дом признавался аварийным. И что теперь их ожидает: они пойдут на улицу с мизерной компенсацией или им предоставят квартиры? – поинтересовалась во время сессии гордумы депутат Людмила Коломыцева у главы администрации Андрея Лузгина. – Предыдущие руководители давали обещания жителям дома № 11 по улице 9 Января, что их расселят до конца 2019 года, а теперь они попали в ловушку».

Но у администрации четкого ответа на этот вопрос пока нет. Мэр дал понять, что муниципалитет будет действовать в рамках закона, без излишних эмоций. 

На сегодняшний день обеспокоенные жильцы ходят по чиновничьим кабинетам, но нигде не находят понимания, ведь исполнительная власть не обладает законодательной инициативой, а региональные депутаты особой активности в этом вопросе пока не проявляют. Единственный выход из положения – обращаться в суд. 

Но у кого-то есть деньги на юридическую защиту, а у кого-то нет. Ведь в аварийных домах живут люди с небольшими доходами. Разве их вина, что государство, обезопасив себя от мошенничества, может оставить их без крыши над головой?