В начале марта восстановленный Пензенский планетарий принимал более 70 специалистов, изучающих звёздное небо. Они собрались на XVI конференции «Школа лекторов планетариев».
Почему Солнце – звезда переменная? Нужно ли бояться черных дыр и метеоритов? Когда человечеству надо будет сбегать с планеты Земля? На вопросы penza.aif.ru ответил один из гостей, доктор физико-математических наук, профессор института астрономии РАН и Государственного астрономического института МГУ, сопредседатель международной общественной организации «Астрономическое Общество» Николай Самусь.
Спокойное место
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Николай Николаевич, Солнце считается довольно спокойной звездой по сравнению с тем, что можно наблюдать в космосе. А что с ним в последнее время происходит? Одна вспышка за другой, бесконечные магнитные бури…
Николай Самусь: Солнце давно известно как звезда с активностью, её цикл активности длится 11 лет. В зависимости от фазы этого цикла резко меняется количество пятен на Солнце, на нём происходят вспышки. В основном они в белом цвете не видны. Мощная солнечная вспышка – это выброс частиц энергии Солнца, они достигают Земли, могут привести к нарушениям связи, иногда очень серьёзным. Так что Солнце не совсем спокойная звезда. Но ничего особенного сейчас, в данном конкретном цикле, не происходит. Его максимум пройден, посмотрим, что будет дальше. Последние циклы солнечной активности не были экстремально мощными.
- Почему теперь даже в наших широтах стали всё чаще наблюдать северное сияние?
- Северное сияние в наших широтах можно было наблюдать и раньше. Я, будучи молодым человеком, видел его в Московской области. Но сейчас заниматься астрономическими наблюдениями в Подмосковье сложнее: освещения, связанного с деятельностью человека, стало больше, из-за него тяжело изучать небо.
Есть и ещё один момент. Северный магнитный полюс всегда находился в Канаде, поэтому в Северной Америке северное сияние было лучше видно, чем у нас. Сейчас магнитный полюс стремительно перемещается на нашу сторону планеты, возможно, из-за этого и сияние у нас можно наблюдать чаще.
Карлики белые и красные
- Вы очень много работ посвятили переменным звездам, которые то вспыхивают, то затухают. Не опасны ли они для нас?
- Переменные звезды - это звезды, меняющие блеск. Причем среди них есть такие, которые меняют его очень быстро, на протяжении суток. Самая ближайшая к нам переменная звезда – это как раз Солнце. Её можно назвать слабой переменной. Наше Солнце – это звезда типа BY Дракона, мы видим крохотные фотометрические эффекты при прохождении крупных пятен. Эффект очень маленький. Ничего серьёзного и опасного во вспышках Солнца нет, кроме, как я уже говорил, возможных серьёзных нарушений связи.
После Солнца ближайшая к нам переменная звезда – это Проксима Центавра, красный карлик, близкий спутник звезды Альфа Центавра. Вот там вспышки мощнее, и происходят они чаще. У Проксимы есть в зоне обитания планета, на ней именно из-за вспышек обитать нельзя.
Существуют двойные звёздные системы, где на поверхность белого карлика с соседки-звезды перетекает вещество, богатое водородом. В результате на поверхности белого карлика в какой-то момент происходит явление, напоминающее взрыв водородной бомбы. Тогда вся система в целом становится ярче на несколько звездных величин (звездная величина - безразмерная числовая характеристика яркости объекта. – Корр). Как правило, от 6 до 10, бывает, возрастает и на 19 величин. Но о существовании таких систем поблизости от Земли нам неизвестно.
Солнце обладает мощной планетной системой, а звёздного спутника у неё нет. В том числе, возможно, поэтому нашу планету и можно назвать относительно спокойным местом.
Конечно, существует 100-процентная вероятность, что Солнце уйдёт в область красного гиганта, раздуется, его границы дойдут до орбиты Земли. Это произойдет через 5-6 млрд лет. Вот тогда надо будет сматываться с планеты.
Бояться надо не метеоритов
- У нас в регионе работал завод по уничтожению химоружия. Во время всей его деятельности журналисты выпытывали у руководителей этого объекта: насколько он безопасен. Однажды один из них, устав от расспросов, сказал: «Единственная угроза для предприятия – только упавший на него метеорит». Через несколько дней под Челябинском рухнуло небесное тело. Может быть, надо теперь серьёзнее относиться к этим угрозам?
- Я знаю только один случай, когда падение долетевшего до земли метеорита было предсказано за пару суток. Он упал в Африке, его нашли. Чтобы предсказать падение такого небесного тела, его надо увидеть. А это обычно не очень крупные тела. Тот же челябинский метеорит был небольших размеров, к тому же подлетал он по очень неприятной орбите, со стороны Солнца. Но вероятность того, чтобы такая штука упала на крупный город, мала. Больше шансов, что он свалится в океан или, например, в ненаселённые места. Когда упал Сихотэ́-Али́нский метеорит на Дальнем Востоке, собрали тонны его осколков. Но никто не пострадал, он рухнул в лесах.
Вот сейчас говорят об очередном астероиде, приближающемся к Земле. Пока, судя по расчётам, ничего опасного нет, дальше будет виднее. Если появится опасность, надо будет принимать меры.
- Например, посылать к нему ракеты, менять его траекторию полета, как в фильмах…
- Да, но мы пока, если честно, не очень это умеем. Был такой анекдот. Первый день ТВ сообщает: «К земле приближается опасный астероид». На второй день: «К опасному астероиду направлена ракета с ядерным зарядом». На третий день: «К Земле приближается опасный астероид с ядерным зарядом».
Ещё пугают чёрными дырами. Да, крупные чёрные дыры где-то образуются, где-то находятся. Ну и что? Что, нас туда засосёт? Не засосёт. Они буду лететь дальше по своей орбите. Таких, что пролетают близко от нас, нет.
Поверьте, у человечества сейчас много способов испортить себе жизнь без участия неба. И беспокоиться нужно не о метеоритах, сваливающихся сверху, а о дронах со взрывчаткой.
Региональный подвиг
- Геополитика влияет сейчас на астрономию?
- У нас были контакты с научным журналом, который возник на осколках литовского и потом в результате оказался в Польше. Была договорённость, что мы опубликуем в нём несколько статей. Как только началась СВО, поляки замолчали. Но прошло несколько дней, и из Польши приходит письмо: «Ну, мы надеемся, с вами всё в порядке. Продолжим?» И мы продолжили сотрудничать. У нас есть журнал астрономического общества, в 2023 году выбирали для него нового редактора, им стал россиянин. Мы спросили английского издателя: «Ничего, что редактор русский?» Она ответила: «Русский сойдёт».
Международный астрономический союз после начала СВО был атакован письмами с Украины, в которых требовали избавиться от членов-россиян. На это руководство общества ответило: «Мы политикой не занимаемся».
Хотя в области технологий многие корпоративные связи нарушены, теперь приходится всё делать самим.
- У нас в Пензе было несколько скандалов, связанных с восстановлением нашего планетария. Как вы оцениваете его новое здание?
- Вы совершили региональный подвиг. Планетарий у вас небольшой, но с современным оборудованием. Само здание по-настоящему уникально. Так что вы молодцы, работайте дальше!