Пока в Пензе и Пензенской области коварная изумрудная златка поедает ясени, другие, не менее опасные вредители тоже не дремлют. Как избежать ещё одного массового заражения? И кто должен следить за тем, чтобы этого не произошло?
Каштан следующий?
Сообщения о вредителях, угрожающих пензенским деревьям, стали появляться в социальных сетях. Так, в Арбековском лесу пензенцы нашли очаг моли-пестрянки, заражающей каштаны. Кроме того, в нескольких районах Пензы орудует охридский минёр и ему подобные.
«У каштановой моли есть естественные враги — другие насекомые: златоглазки, уховёртки, божьи коровки, пауки, муравьи и др. Защитники природы нашли способ, как привлечь насекомых, которые помогают избавиться от каштанового вредителя. Нужно строить для них специальные „гостиницы“, или так называемые „инсект-отели“. Это домики, похожие на скворечники, но без передней стенки, заполненные природными материалами», — успокаивают в администрации Пензы.
Ещё одна напасть, поразившая деревья в Пензе, — охридский минёр. Чтобы бороться с ним, стали активно применять феромоновые ловушки.
«С 3 августа устанавливаем (их) на каштановой аллее на улице Пушкина, собрали „хороший урожай“. По нашим примерным подсчётам, уничтожено не менее 5 тысяч насекомых-вредителей. Это ответ всем тем, кто считает, что с охридским минёром нельзя бороться при помощи ловушек. На фотографиях можно увидеть, как выглядит клеевая основа через три недели после установки. Здесь около 400 насекомых, которые больше не смогут дать потомство», — написала о результате в своём Telegram-канале депутат Пензенской городской думы Елена Падалкина.
Такие ловушки относительно недорогие: на маркетплейсах и в специализированных магазинах они стоят от 250 рублей. Цена варьируется в зависимости от эффективности и зоны поражения вредителями. Отзывы на ловушки в основном положительные. Пора запасаться?
«Современные феромоновые ловушки действительно помогают в борьбе с вредителями, нужно только не упустить появления очага и вовремя принять оперативные меры для их ликвидации, — указал председатель Пензенского отделения Русского энтомологического общества Олег Полумордвинов. — Но заниматься этим должны не волонтёры, а специализированные службы».
В ответе за деревья
Вот тут и возникают вопросы. Кто в ответе за деревья? В Министерстве сельского хозяйства контроль если и ведётся, то только за растениями сельскохозяйственного назначения. В городах за липами и ясенями должны следить муниципальные предприятия, отвечающие за благоустройство.
«Содержание зелёных насаждений, в том числе снос аварийных деревьев на муниципальной территории, находится в компетенции специализированной организации — МБУ „Пензавтодор“. Сотрудниками учреждения проводится мониторинг состояния деревьев и кустарников. В ходе обследования принимаются решения о кронировании или сносе деревьев. Работы ведутся как в плановом порядке, так и по обращениям граждан», — поясняют в Управлении ЖКХ города Пензы.
Правда, пока все эти работы как будто ограничиваются одним — сносом деревьев.
«А почему раньше не обращали внимания на ту живность, что развелась в городе? Почему довели до такого состояния, что теперь приходится только рубить?» — возмущался один из пензенцев в Сети.
«Когда новые деревья вместо срубленных посадят? Скоро от аллей только одни пеньки останутся!» — сетует другой.
И здесь не так много преувеличения. Как следует из данных мэрии, в городе в прошлом году высадили почти в 20 раз меньше деревьев, чем вырубили.
Впереди ягодки
Нынешнее нападение насекомых на город может ещё оказаться цветочками.
«В Пензе и Пензенской области есть много вредителей, которые могут массово повреждать деревья, — пояснил Олег Полумордвинов. — Это как местные виды, так и виды-вселенцы. К таким, например, относятся различные виды молей-пестрянок, или минирующих молей. Их гусеницы развиваются на листьях конского каштана, тополей, липы, клёнов и других деревьев. У насекомых примерно раз в 10–12 лет происходят естественные вспышки численности, или волны жизни. Если насекомые местные, со временем их численность стабилизируется за счёт естественных паразитарных видов и хищников. А если насекомое завозное, как в случае с ясеневой златкой, это может стать большой проблемой — у неё здесь нет естественных врагов, способных стабилизировать её количество».
Кроме златки, к нам, возможно, прибудут и другие вредители. И им действительно есть чем поживиться.
«Например, в регионе в ближайшее время может появиться американский древесный клоп, который повреждает хвойные деревья и кустарники, — отметил Олег Полумордвинов. — Вместе с государственной карантинной инспекцией мы уже три года проводим мониторинговые исследования по трём видам жуков-усачей, от них страдают сосны. Наиболее опасный из них — большой еловый усач (карантинный вид). В этом году он был обнаружен в Пензе и области. Здесь мы имеем дело со случаями завоза поражённой древесины (доски, брус) и выходом жуков после окончания развития их в древесине ели и сосны. Также в наших сосновых лесах обитают некоторые виды короедов: вспышки численности среди них могут привести к гибели леса. Главное здесь — не упустить момент, когда начнёт развиваться очаг поражения леса. Мы видим, что с потеплением климата всё больше и больше к нам проникает новых и зачастую вредных видов насекомых».
Об опасности, которая грозит деревьям и кустарникам, наконец заговорили и в гордуме Пензы. На одной из последних сессий депутаты не пожалели эмоций во время обсуждения.
Заслушав представленный Управлением ЖКХ отчёт о работах по озеленению в Пензе в 2024 году, народные избранники «обратили внимание на организацию систематического контроля за высаженными молодыми деревцами, ухода и полива саженцев, а также своевременной высадки свежих растений на место погибших».
Городскому парламенту осталось «совсем немного» — найти деньги на выполнение своих поручений и проконтролировать необходимые работы.
Мнение
Руководитель компании по выращиванию крупномерных деревьев Роман Новичков:
— Феромоновые ловушки и «инсект-отели» дают свои результаты в борьбе с молью-минёром. Но, на мой взгляд, они всё же недостаточно эффективны, потому что, как правило, дерево инфицируют тысячи особей, а у ловушек не такая большая площадь, чтобы избавить его от вредителя полностью. Для борьбы можно попробовать использовать, например, внутристволовые инъекции. Но это может быть только частью комплексной работы, которую нужно разрабатывать в зависимости от степени заражения. Есть и другие, не менее опасные вредители, которые ещё прибудут в регион, и о методах борьбы с ними надо думать уже сейчас. Что касается хвойных, то они подвержены множеству самых разных вредителей: это короед, усач, пилильщик и другие. Чтобы свести вероятность заболеваний к минимуму, достаточно проводить стрижку, опиловку, следить за деревьями и осуществлять контроль. Конечно, не исключены внешние факторы, но всё же ухоженные деревья значительно реже заболевают. В Пензе много хвойных, которыми не занимаются, поэтому они стоят больные. Это можно легко исправить, обойдутся такие работы не так уж и дорого.
Комментарий
Директор филиала ФБУ «Рослесозащита» — ЦЗЛ Пензенской области Наталья Демичева:
— Мы обследовали лесной фонд и серьёзных проблем, связанных с вредителями деревьев, не выявили. Наши деревья в основном поражает дубовая листовёртка, но, согласно последним наблюдениям, её стало значительно меньше. То же самое с непарным шелкопрядом. В целом лесные деревья реже страдают от вредителей, чем городские. Во многом это связано с почвой.