Обоснуйте тариф! Как выявляются картельные сговоры и почему растут цены

В середине июля сотрудники антимонопольной службы отмечают профессиональный праздник. Кто затаскал ведомство по судам и почему оно спорит из-за мусора? На этот и другие вопросы корреспондента penza.aif.ru ответила руководитель Управления ФАС по Пензенской области Елена Демидова.

   
   

Суд и проезд

Ирина Акишина: Елена Николаевна, вступило в силу решение суда, которое подтвердило ваше предписание по поводу тарифов для маршрутных такси. Означает ли это, что цены на проезд в Пензе понизятся?

Елена Демидова: Да, решение суда, относительно автобусов малой вместимости, вступило в законную силу. Как известно, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривалось довольно долго. Проблема рассмотрения возникала, в том числе, и в связи с непредставлением в антимонопольный орган доказательства обоснованности установленного тарифа в размере 32 руб. В процессе рассмотрения дела компании-перевозчики не представляли документы, подтверждающие их фактические затраты, необходимые для оказания данной услуги (заработная плата, ГСМ и др.). В судебные инстанции таких доказательств также не было представлено. Поэтому суд не нашёл законных оснований удовлетворить их требования.

По результатам рассмотрения дела было выдано Предписание, подлежащее обязательному исполнению. При этом компании-перевозчики обратились в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока его исполнения. Срок был продлён. Несмотря на это, перевозчики обратились в суд с заявлением об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.

Компаниям-перевозчикам предписывалось пересчитать тариф в соответствии с действующим законодательством, подтвердив его обоснованность документально. Каким он мог быть, мы не рассчитывали, это не относится к полномочиям территориального антимонопольного органа. Возможно, он был бы меньше или остался на таком же уровне, несмотря на то, что тариф нерегулируемый, он должен быть обоснован. Для установления регулируемого тарифа компании могли бы обратиться в Управление цен и тарифов, при этом также представить соответствующие документы.

Даже после вступления решения в законную силу перевозчики не намерены исполнять предписание антимонопольного органа и обратились к нам с ходатайством о продлении срока его исполнения. Рассмотрев заявленное ходатайство, Пензенским УФАС принято решение об отказе в его удовлетворении, в связи с отсутствием на то законных оснований. У них было достаточно времени для того, чтобы устранить те нарушения, которые установлены антимонопольным органом, нет смысла опять откладывать исполнение наших требований.

В настоящее время компании обжалуют наш отказ на продление сроков в судебном порядке. Мы, в свою очередь, возбудили административное дело за неисполнение предписания антимонопольного органа. На мой взгляд, компании злоупотребляют правом. Они обжалуют абсолютно каждый наш документ, у нас в один день может быть по четыре заседания судов по перевозчикам.    
   

В любом случае антимонопольный орган продолжит защищать интересы граждан.

Несладкая жизнь

– Что у нас в марте происходило с сахаром? Минсельхоз отчитывался, что у нас в регионе запасов сахара на год вперёд. Затраты на транспортные расходы не должны были быть высокими: чтобы довезти сахар из Бекова, нужно не так много времени и денег. Но у нас были пустые прилавки и рост цен. Создаётся ощущение, что кто-то воспользовался моментом, чтобы по более высокой стоимости продать имеющиеся запасы.

– Когда мы анализировали ситуацию, в Пензенской области на тот момент был самый дешёвый сахар в России. Когда у нас возмущались, что у нас сахар стоит 75 рублей за килограмм, в Казани его продавали по 135 рублей. И такого дефицита, как в других субъектах, у нас не возникало.

Нередко сами граждане ажиотажным спросом создавали эту проблему. Мы проводили проверки и с прокуратурой, и с минсельхозом. Своими глазами видели, как в супермаркете сети «ММР» вывозили в торговый зал сахар, и граждане тут же налетали и скупали его. Тогда было принято решение о том, чтобы продавать этот продукт в одни руки по 1-2 кг. После этого обстановка нормализовалась. Но опять-таки я сама наблюдала, при проведении мониторинга, как в магазине мужчина купил килограмм сахара, положил его в камеру хранения и пошёл за ещё одним килограммом. И так он сделал 6 или 7 раз.

– Почему у нас было мало местного сахара в наших магазинах? Ажиотажный спрос можно было бы сразу сбить большими поставками с пензенских заводов.

– Да, на территории региона находятся сахарные заводы. Но они зарегистрированы как юридические лица на территории других регионов. Рынок сахара – конкурентный рынок, никто не может запретить бековскому заводу вести сахар в другой субъект РФ. Он не обязан его продавать только на территории Пензы.

– Ему выгоднее продать его в соседнем регионе, где цены повыше?

– Не исключено. Но, в конце концов, с нашими производителями правительство области смогло договориться, и в том числе поэтому в регионе у нас остались самые низкие цены на этот продукт. Все обращения, которые касались федеральных торговых сетей, мы направляли в центральный аппарат ФАС. Региональные сети проверяли сами. На территории области нарушений антимонопольного законодательства при продаже сахара со стороны производителей или продавцов не выявлено. Но на территории РФ нарушения были выявлены, в том числе и картельный сговор. Дело возбуждено Центральным аппаратом ФАС России, оно находится на рассмотрении.

Прилавки с наценкой

– У нас молоко стало одним из самых подорожавших продуктов с конца прошлого года. Вы выявили нарушения при его реализации. Есть шансы, что цены на этот товар понизятся?

– К нам поступило обращение, что Торговый дом «Молком» при формировании цены реализует свою продукцию региональным сетям дороже, чем федеральным. Соответственно, региональные сети вынуждены делать более низкую наценку на товар. Мы возбудили дело в связи с нарушением закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Прошло только одно заседание комиссии, на ней со стороны «Молкома» были представлены не все доказательства, нам необходимо было запросить у них ещё информацию, поэтому рассмотрение пока отложено. Если нам будут предоставлены все доказательства, дело будет прекращено.

– На ценообразование значительно влияет и курс валют. Именно подорожанием евро и доллара объясняли повышение стоимости товаров в марте. Евро и доллар упали, а цены, если и последовали за ними, но не так активно. Почему?

– Не всё зависит от курса валют, есть и другие факторы. Производитель доказывает нам: значительно выросла стоимость доставки, потому что поменялась вся логистика. Раньше комплектующие поставляли из Европы, теперь – из азиатских стран. И это лишь один из примеров.

Мусор по договору

– Рост цен на жильё в регионе один из самых высоких в Поволжье. Застройщики объясняют это ростом цен на стройматериалы, подорожавшей ипотекой. Но при этом умалчивают, что с Нового года стоимость ряда стройматериалов, как указывает Пензастат, даже понизилась. Запущена и льготная гос. ипотека. Есть шанс, что квартиры подешевеют?

– Цены на стройматериалы понизились только на данный момент. А когда мы проводили мониторинг в конце 2021 года, в феврале-марте 2022-го, рост был значительным. Нарушений тогда выявлено не было. Ни одна из компаний-застройщиков не занимает доминирующее положение на рынке, оснований для применения мер антимонопольного реагирования не было. Не хочу давать прогнозы по поводу того, как будет развиваться ситуация сейчас, но у нас мало обращений от граждан по поводу цен на жильё.

– Вы выявили серьёзное нарушение при формировании тарифа на вывоз ТКО. Его граждане как раз часто называли слишком высоким…

– При формировании цены контракта от регионального оператора по обращению с ТКО ООО «УБО» (работает в том числе на территории Пензы. – Корр.) было выявлено, что перевозчики «Экоград», «Спецтранс», «Чистый город» завысили стоимость своих услуг. Этот факт, по нашему мнению, мог повлиять на тариф. Мы возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства, установив картельный сговор. В настоящее время решение обжалуется в судебном порядке. Приняли решение о привлечении участников к административной ответственности. Его сейчас компании также оспаривают в суде.

– В этом году договоры по госконтрактам разрешено заключать напрямую, без сайта госзакупок. Может быть, это и к лучшему? В прошлом году не могли найти подрядчиков для строительства и ремонта школ, дорог, водонапорных башен в регионе.

– Конкуренция должна быть, это борьба и за качество, и за цену. Возможны лишь исключения, предусмотренные законодательством о закупках. Число нарушений, выявляемых в госзакупках, меньше не стало. Но уменьшилось количество жалоб: к нам в этом году практически перестали обращаться «профессиональные жалобщики». Это компании, которые не имеют ресурсов для выполнения условия госконтракта, не принимают участия в закупке, не подают заявки, но постоянно находят незначительные нарушения, из-за которых приходится приостанавливать заключение контракта вплоть до аннулирования закупки. Такие профессиональные жалобщики резко исчезли.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».