О пензенском цирке замолвите слово. Когда закончат долгострой

На днях пензенцев в очередной раз обнадежили, пообещав достроить наш многострадальный цирк менее чем за два года. Горожане отнеслись к этому заявлению скептически: здание цирка было закрыто летом 2011 года, а в 2012-м его практически полностью демонтировали. При этом жителей областного центра заверили, что новый, без преувеличения шикарный цирк распахнет двери  для зрителей в конце 2014 года. На дворе 2020-й, а воз и ныне там.

   
   

Знаменитый недострой

На площадке самого знаменитого местного долгостроя сейчас оживленно: там трудятся 98 человек. А к концу февраля количество рабочих будет увеличено до 125.

«Мы активно привлекаем местные строительные бригады и опытные специализированные организации, — сообщил соучредитель московской подрядной компании «Стройресурс» Станислав Маслаков. Именно эта организация достраивает пензенский цирк. - Мы входим в график, который позволит привести здание в то состояние, при котором в сентябре 2021 года можно будет перерезать красную ленточку».

Новый подрядчик зашел на стройплощадку цирка в ноябре 2018 года. «Ситуация была приближена к плачевной: мы выявили ряд существенных недостатков, допущенных предыдущей подрядной организацией», - рассказал Маслаков. По его словам, пришлось срочно готовить новые проектные решения и усиливать все пять блоков, из которых состоит здание цирка. Основные работы проводились внутри, поэтому снаружи изменения пока не видны.

«Цирк давно нужно было реконструировать. Он был построен по проекту симферопольского как летний со всеми вытекающими последствиями, - рассказывает бывший директор пензенского цирка Николай Жидков. - Прежде всего требовалось нормальное фойе, в старом цирке его просто не было. Я решил сделать два пристроя, чтобы цирк получился с тремя куполами. Тогдашний мэр Пензы Александр Калашников даже помог с проектом. Он обошелся бы в 600 миллионов рублей, и Москва готова была их выделить. Но Василий Кузьмич Бочкарев решил, что нужно строить новое здание, а не реконструировать старое. Я был против, но он стоял на своем.

Проект нового цирка ужасный. Я видел все цирки мира и знаю, каким должно быть цирковое здание. Когда узнал, что слоновник решили разместить на 2 этаже, ужаснулся: реакция слона в ограниченном пространстве может быть непредсказуемой! Опять же, под манежем должно находиться пространство с люком для иллюзионистов. Но его в проекте не было. Надеюсь, все эти недочеты уже устранены и зрители с артистами будут приятно удивлены возможностями нового цирка». 

   
   

Привет Никулину

Николай Жидков – личность уникальная. В свои 84 года он ведет активный образ жизни и даже пишет книги. О чем? Конечно же, о цирке! В последние годы вышли два толстых фолианта «Цирк – жизнь моя» и «В цирке всякое бывает». Уже готова третья книга, на издание которой вроде бы обещано выделить деньги: как-никак именно Пенза стала колыбелью русского цирка. А сейчас Жидков трудится уже над четвертой книгой, которая посвящена знаменитым советским клоунам. Все его произведения основаны на личных воспоминаниях. Некоторыми из них Николай Александрович поделился с нашими читателями. 

«Будучи директором пензенского цирка, я одновременно являлся членом репертуарной комиссии «Союзгосцирка», куда также входил Юрий Никулин, - рассказывает собеседник. – Он как-то даже приезжал в наш город. Тогда в его цирке появилась молодая клоунская группа «Ребята с Арбата». И вот Юрий Владимирович звонит мне и говорит: «Коля, хочу посмотреть, как они в твоем цирке выступят. Организуешь встречу?» Да без вопросов! Никулин сказал, что приедет на своей машине. Я позвонил начальнику ГАИ, и они «вели» Никулина от Нижнего Ломова. А я беру «Ребят с Арбата», ждем Юрия Владимировича на арбековском посту ГАИ. Как только он показался на своей черной «Волге», ребята выскочили на трассу с транспарантом «Привет Юрию Никулину!»

Знаменитый клоун был приятно удивлен, а на трассе образовалась огромная пробка: всем хотелось посмотреть на живого Никулина.

А перед представлением в цирке, сидя в директорской ложе, он надвинул на глаза кепку, чтобы его не узнали. Где там! Все равно узнали, цирк зашумел, и в итоге зрители начали хором скандировать: «Ни-ку-лин! Ни-ку-лин!» Пришлось ему встать и помахать публике рукой.

На следующий день я повез Юрия Владимировича к себе на дачу в Ключи. Это увидели гаишники, в результате до дачи нас сопровождали три машины ГАИ».

Секретная миссия

«Первые мои зарубежные гастроли прошли в 1979-м по Южной Америке. Два месяца мы выступали в Бразилии и месяц в Уругвае, а я был руководителем программы. Перед поездкой нужно было пройти инструктаж в Москве. Меня встретили на Казанском вокзале и повезли… к секретарю ЦК КПСС, главному идеологу страны Михаилу Суслову. Захожу, волнуюсь, не пойму, зачем я, простой директор цирка, ему понадобился. А он выходит из-за стола, улыбается, жмет руку. У него в кабинете сидит какой-то смуглый товарищ. Суслов говорит, мол, это представитель бразильской компартии, нужно помочь товарищам материально – отдать часть доходов от гастролей. Меня проконсультировали, как сделать, но предупредили, что знать об этом не должен никто, даже наш посол в Бразилии. 

Мы с этим человеком встречались раза три. Один раз на пляже в Копакабане. Я купаюсь, сверток с деньгами под полотенцем, он как бы прогуливается, садится рядом. Руку под полотенце – раз, и сверток в карман.

Чтобы суточные не расходовать, запас еды артисты старались брать с собой из Союза, а на командировочные покупали в советском посольстве чеки. Их можно было потом отоварить в сети магазинов «Березка». Но много еды вывозить не разрешалось. Поэтому цирковые шли на хитрость. У нас был номер «Перш»: артист стоял с шестом на голове, а наверху находился акробат. Шест был полый внутри, и цирковые напихали в него консервов, запаяв по концам. Вошло несколько десятков банок. Очень приличная экономия на командировочных.

Вальс с Мариной Влади

«В 1984-м году была Франция. Когда программу уже согласовали и заключили контракт, французы вдруг решили выслать из страны 40 советских дипломатов. Обстановка была напряженной.

Поначалу французы отнеслись к нам с недоверием. Потом мне удалось пробиться на телевидение, прорекламировать цирк, и народ повалил. Особенно всем нравился Куклачев со своими кошками. Мэром Парижа в то время был Жак Ширак, и наш посол обмолвился, что хочет с ним встретиться. Я этот вопрос решил, и Жак устроил прием для советской делегации с участием советского посла, где тот обговорил с будущим президентом Франции кое-какие вопросы. Посол был очень доволен, потом прислал письмо, в котором писал, что благодаря нашим гастролям отношения Франции и СССР пошли на лад. 

А еще французы попросили организовать приглашение Юрию Никулину. Он приехал, я поселил его в отеле. Потом был прием в нашем посольстве, куда пригласили французских артистов, Бельмондо в том числе, я там выступил с речью, а после танцевал с Мариной Влади. Никулину пришлось отвечать на множество вопросов. Помню, подошла к нему корреспондентка радиостанции «Свобода»: «Юрий Владимирович, наш Советский Союз…» А он ей говорит: «Я вашего Советского Союза не знаю. У нас свой Советский Союз».

Запомнились гастроли по Австралии. Добирались 36 часов. Медведей транспортировали на специально зафрахтованном у немцев самолете, оборудованном клетками. Сначала выступили на Тасмании. Потом перебрались на материк, проехали 26 городов. Мне даже предложили остаться - поднимать местный цирк. Но я отказался, моим родным этого бы не простили. Да и не мог я бросить свой пензенский цирк. Но я составил им на прощание программу, они потом долго с ней работали. 
А в 1994 году мне предложили съездить руководителем программы в Японию. Это была первая коммерческая поездка отечественного цирка. Лично мне японцы платили по 200 долларов за каждое выступление. А в выходные мы давали по два представления. Я оттуда вернулся неслыханно богатым по тем временам человеком. Под телевизором до сих пор стоит японская аппаратура, работает как новая».