Непридуманные истории. Как пострадавшие от паводка добиваются компенсации

Весна вступила в свои права. Под лучами солнца вчерашние сугробы превратились в радующие глаз ручейки. Но это в областном центре. А за его границами картина иная: в некоторых районах снега так много, что сельчане всерьез опасаются сильного паводка, такого, например, как в прошлом году. Тогда большая вода наделала немало бед: в зоне подтопления оказалось пять районов – Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский и Сердобский.

   
   

Денег много не бывает

10 апреля 2018  года весеннее солнце сыграло злую шутку: из-за резкого повышения температуры увеличился объем талых вод, в результате чего в одном только Мокшанском районе оказались подтопленными 11 улиц. Это 85 домов, в которых проживает 222 человека.

Прошел год, но до сих пор несколько семей обивают пороги чиновничьих кабинетов и судебных залов, пытаясь доказать, что большая вода, войдя в их дома, уничтожила все, что находилось на полу – обувь, мебель, ковры и сами полы. Пострадавшим от паводка выплатили по 10 тысяч рублей.

В масштабах региона вышла внушительная сумма: в общей сложности жители пяти районов получили 30 миллионов 190 тысяч. Мокшанскому району досталось 2 миллиона 200 тысяч. Деньги немалые, спору нет, но что такое 10 тысяч на человека, если от воды дом в прямом смысле разбух и покрылся грибком? Даже если в семье 4 или 5 человек, то 40-50 тысяч ситуацию не спасут. На эти деньги можно, разве что, новую обувь для домочадцев купить, да линолеум в коридор. Поэтому-то люди и решили побороться за компенсацию, которую пострадавшим от чрезвычайных ситуаций выплачивает федеральный бюджет.

В 2014 году постановлением Правительства  РФ № 110 были утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ. В них подробно расписывается кто, при каких обстоятельствах, и на какие выплаты может рассчитывать. Пострадавшие от паводка, например, могут получить по 10 тысяч в качестве единовременной материальной помощи и по 50 тысяч в качестве материальной финансовой  помощи за частично утраченное имущество первой необходимости – шкафов, стульев, кроватей, холодильников, телевизоров (как средств информации) и т.д. Всех перечисленных предметов быта «подтопленные» жители Мокшана лишились  в результате прошлогоднего паводка. Правда, доказать этого они не могут, хотя свидетелей – целый рабочий поселок.

Формальный подход

«Вода вошла в дома очень быстро, никто не ожидал такой скорости, - вспоминает Ольга Преснякова. – Мы пытались поднять куда-нибудь наверх вещи и малогабаритную мебель. Мой отец – инвалид первой группы – находясь по колено в ледяной воде, как мог тоже старался спасти имущество. После этого он угодил в больницу с обострившимся заболеванием почек. Когда вода отступила, весь дом был в иле и уличном мусоре. Нам пришлось почти во всех комнатах поднимать полы, сушить их и заново укладывать. Поменяли линолеум и обои, купили новую мебель, т.к. старая просто «разбухла».  В общей сложности на это ушло около 300 тысяч рублей. Но на полу и стенах появились грибок и плесень. Когда мы попытались добиться компенсации, чиновники районной администрации сказали: «Нечего было строить дом так близко к реке!» Так мы не строили. Его когда-то выделили моим родителям. С тех пор он так и стоит на одном месте».

В аналогичной ситуации оказалась и семья Нины Илюшевой. «После паводка мы вынуждены были поменять на кухне пол, потому что он деформировался. Кухонный гарнитур «вспух», как и мебель в других комнатах. Из строя вышел даже нагревательный котел, правда, все те же чиновники потом усомнились: мол, мы сами специально могли залить автоматику водой. Странное предположение, но «крыть» его нам нечем», - рассказала женщина.    
   

Простые люди считают, что стали заложниками некомпетентности ответственных лиц. Для того, чтобы оказать пострадавшим материальную помощь, сначала должна была поработать специально созданная комиссия. В нее вошли первые лица администрации, бизнесмены, газовщики и электрики. Всего 9 человек (во всяком случае, столько было заслушано в судебном заседании). Почти всех членов комиссии по странному стечению обстоятельств поразил вирус забывчивости (или равнодушия, кому как больше нравится). Один пояснил в суде, что «имущество они не осматривали, что было повреждено – пояснить не может». Второй рассказал, что «фиксировал факт захода воды в дома, но о своем участии в составлении актов не помнит». Еще один член комиссии по домам вообще не ходил, а о степени бедствия ему наглядно рассказали представленные фотографии. Так в суде отвечала почти вся «девятка».

«Комиссия была создана для «галочки », - предполагают  пострадавшие от паводка люди. – Как можно было не обратить внимание на мебель, когда в доме по колено воды?»

Суд отказал жителям Мокшана в удовлетворении их иска, сославшись на необходимость проведения экспертизы, которая должна была подтвердить размер реального ущерба. Однако для получения финансовой помощи, по их мнению , достаточно акта. Еще бы комиссия помнила, как его подписывала.

Вскоре пострадавших от большой воды ждет еще один суд: они будут оспаривать вынесенное ранее решение. Но сейчас к их проблемам прибавился ещё и страх: люди боятся повторения прошлогоднего половодья. Их опасения усугубляют сваленные на берегу деревья, которые спилили во время чистки русла реки. Оказавшись в воде, они могут спровоцировать её затор и, как следствие, - выход из берегов.

Компетентно

Замначальника регионального управления ГУ МЧС Раиль Тимирбулатов:

- К паводку мы готовимся каждый год, причем так, если события будут развиваться по худшему сценарию. В Мокшанском районе проведен довольно большой объем работ по расчистке русла реки Мокша. Действительно, люди жалуются на оставленные на берегу деревья. Но эта ситуация находится на контроле, в районе возможного подтопления будет дежурить техника.

Еще люди обеспокоены состоянием плотины «Парижская коммуна». Но она тоже взята под контроль. Часть воды уже сброшена, на плотине будет установлено круглосуточное дежурство.

Смотрите также: