Неотмщенной крови не бывает. Прокурор о правосудии и бумеранге судьбы

Вот уже почти два месяца внимание пензенцев приковано к судебному процессу, который должен поставить точку в уголовном деле, ответив на вопрос, совершались или нет махинации с бюджетными средствами, выделенными на строительство перинатального центра. Обвиняемыми в этом резонансном деле, прогремевшем на всю Россию, выступают бывший мэр Пензы Александр Пашков и фактический учредитель ООО «ЦСК «Сигма» Сергей Богунов.

   
   

Обвинение поддерживает группа гособвинителей, один из которых - прокурор с многообещающей фамилией Наталья Правосудова.

Странная беспечность

- Наталья Александровна, Пашков и Богунов обвиняются в мошенничестве в особо крупном размере. Для вас, как для прокурора, это из ряда вон выходящее дело?

- В определенном смысле - да. Во всяком случае, оно вызывает массу вопросов, впрочем, как и любое другое дело, связанное с расхищением государственной казны.

Раньше уголовный закон разделял преступления против государственной и личной собственности, устанавливая довольно жёсткие наказания. За хищение госсобственности могла быть назначена даже высшая мера. Сейчас этой грани не существует, появилось понятие «чужое имущество», наказание стало менее суровым. От большого пирога под названием «бюджет» стараются откусить все, кому не лень. Поэтому и происходит то, что происходит...

- И все-таки, что больше всего вас поразило в этом деле?

- Размах, с которым действовали обвиняемые, и непонятная мне доверчивость заказчика в лице госкорпорации. Строительство перинатальных центров - грандиозный проект, на тот момент охватывавший 15 регионов. На возведение этого важного для нашей области медицинского объекта из бюджетов разных уровней было выделено полтора миллиарда рублей. Почему к их освоению была допущена компания, которая никогда не строила подобные объекты?

   
   

Если я захочу взять кредит в банке, меня проверят по полной программе, чтобы выяснить, насколько я платежеспособна и можно ли вообще иметь со мной дело. Что мешало заказчику строительства перинатального центра досконально проверить будущего подрядчика, прежде, чем заключить с ним договор? Рекомендации человека, приближенного к бывшему губернатору? Но у него была судимость, и уже одно это обстоятельство должно было насторожить представителей госкорпорации. Однако почему-то не насторожило. Как и множество других моментов. Таких, например, как проблемы с банковской гарантией, которая в случае не исполнения «Сигмой» подрядных обязательств должна была погасить ущерб. Его возмещение гарантировал московский банк «Гринфилд». Но у него отозвали лицензию, и его владелец спешно покинул Россию. По условиям договора, компания, занимающаяся строительство перинатального центра, должна была предоставить другую гарантию. И она была предоставлена. Но потом выяснилось, что заявленный в ней банк, ничего о ней не знает. И даже после этого заказчик не расторг договор с «Сигмой». Не произошло это и после того, как на начальном этапе строительства «растворились» 96 миллионов рублей.

Говорить о результатах рассмотрения этого резонансного дела пока рано. Идет судебное следствие, допрашиваются свидетели, изучаются документы.

Гроза самогонщиков

- Вам наверняка по долгу службы часто приходится иметь дело с мошенниками. Как с течением времени меняются их аппетиты и методы «работы»?

- Сейчас мошенники уже не те. Скучные. А я люблю махинаторов с фантазией Бендера: их интересно выводить на чистую воду. Такими уголовными делами можно зачитываться, как пьесой к криминальной комедии. Помню,  несколько лет назад  мне довелось поддерживать обвинение в отношении молодого человека, обладавшего блестящим криминальным талантом. Он был изобретателен и артистичен. Специализировался на самогонщиках. Каждый его «выход» был настоящим спектаклем.

Под видом сотрудника милиции (полиции тогда еще не было) парень наведывался в шинки и безжалостно «штрафовал» торговцев зеленым змием. Причем, действовал он как самый настоящий милиционер: раздобыл где-то удостоверение сотрудника органов внутренних дел, вклеил туда свою фотографию, распечатал бланки для составления протоколов и со всем этим арсеналом устраивал контрольные закупки. Более того, он не просто «штрафовал» самогонщиков. Он стыдил их, проводил настоящие профилактические беседы, «конфисковывал» самогон и даже велел на следующий день явиться в ближайшее отделение милиции. Самогонщики слушались и приходили! Представляете лица дежурных милиционеров?

- И что, никто из «оштрафованных» не заподозрил в нем мошенника?

- Один старичок засомневался и намекнул, что  молод он для майора. Другой бы стушевался и выдал себя, а наш мошенник уверенно парировал: «А ты в Чечне с мое послужи, а потом рассуждай!» Самогонщику стало неловко, и он замолчал.

Неминуемая кара

- Каждое уголовное дело - это поломанные судьбы, искорёженные жизни, слезы и боль. Кого чаще всего вам жалко во время судебного процесса?

- По-разному. Иногда себя. Потому что приходишь домой и вместо того, чтобы заняться делами, падаешь без сил, словно выжатый лимон. Но особенно жалко людей. Причем, и потерпевших, и преступников. Иногда ведь бывает, что потерпевшие сами провоцируют преступления. Например, в прошлом году в одном из районов Пензенской области произошло двойное убийство, которого могло бы и не быть, веди себя убитые по-другому. Ситуация, предшествовавшая тем трагическим событиям, стара как мир.

Жили-были два деревенских парня, дружили - не разлей вода. Отслужили в армии, женились и продолжили дружить семьями. Один из них (назовем его Николаем) по деревенским меркам был чудоковат - помогал жене по хозяйству, мог завтрак в постель принести. Но простой деревенской женщине не нужна была романтика. Ей хотелось чего-то другого. И стала она от мужа погуливать. Да не с кем-нибудь, а с его закадычным другом. От соседей они особо не таились, поэтому об их романе вскоре уже знала вся деревня. Естественно, слухи дошли и до Николая. Но он не стал раздувать скандал, а попросил жену, уверявшую его в том, что ее оговаривают, поклясться перед иконой. Она с легкостью это сделала, и инцидент был исчерпан. Но история на этом не закончилась.

Проснувшись однажды, Николай свою благоверную рядом с собой не обнаружил. Она нашлась в кровати у его друга. От увиденного у деревенского романтика помутился рассудок, он взял нож и зарезал любовников. На теле его друга эксперты насчитали больше десяти ранений. Поняв, что натворил, Николай схватил супругу и начал ее трясти, уговаривая: «Не умирай!». А потом бросился за скорой. Но спасти пострадавших врачам не удалось.

Первоначально мужчине, совершившему это преступление, вменяли умышленное убийство, но по результатам судебного разбирательства его действия были переквалифицированы на убийство в состоянии аффекта. Впрочем, самому преступнику было все равно, по какой статье и на сколько его осудят. Казалось, ему переломили хребет.

- Вы верите в бумеранг судьбы?

- Однозначно. И всегда говорю, что нет неотмщенной крови. Что обязательно чужие слезы и боль вернутся с толикой. Не знаю, в каком виде, но вернутся. Тюремный срок – это наказание от государства. Но есть и другие силы, которые установят свою справедливость. Просто кого-то возмездие настигает сразу, а кого-то через много лет. Как, например, это произошло с преступником, изнасиловавшим и убившим девушку.

14 лет назад хорошую домашнюю девочку нашли изнасилованной и изуродованной в полуразрушенном сарае на куче мусора. Всего в нескольких метрах от ее подъезда. Тогда это преступление раскрыть не удалось. Но справедливость все-таки восторжествовала. Это произошло после того, как в одном из регионов за изнасилование был осужден некий Кестер. Его биологический материал сравнили с тем, который хранился в базе данных после убийства, совершенного 14 лет назад в Пензе. Совпадение было практически стопроцентным.

Выяснилось, что Кестер был шапочно знаком с погибшей Олей. Встретив как-то вечером ее на остановке, предложил проводить до дома. Но, не дойдя всего несколько метров до подъезда, затащил ее в сарай, избил и изнасиловал. Девушка кричала, но люди, слышавшие крик, не придали ему значения.

На свою беду Оля пригрозила насильнику рассказать обо всем жениху и подать заявление в милицию. Это была ошибка. Преступник рассвирепел, жестоко ее избил и задушил. Сразу же после убийства он уехал из Пензы, а потом и думать забыл о делах давно минувших дней. Но гнилую сущность никуда не денешь. Через 14 лет он изнасиловал 16-летнюю девочку. И тоже пытался ее задушить. К счастью, не вышло.

Когда его «прижали» еще и пензенским делом, сыграл фактор неожиданности. Перепугавшись, он рассказал о давнем убийстве в деталях. И подтвердил свой рассказ действиями на следственном эксперименте. Однако, после появления платного адвоката, его показания изменились. Он вдруг стал говорить, что Оля сама воспылала к нему страстью и близость у них была по обоюдному согласию. Когда он уходил из сарая, девушка, якобы, была жива. Представляете, каково было родителям убитой? Увидеть через 14 лет ее мучителя, да еще и услышать, как он поливает ее грязью. Я до сих пор слышу слова ее отца, обращенные к убийце: «Ты отнял у меня дочь, а сейчас пытаешься опорочить ее память. Будь проклят!» Преступник отправился за решетку на 19 лет.

Хичкок отдыхает

- Раз уж мы заговорили о преступлениях, от которых мурашки бегут по коже, не могу не спросить, какое дело запомнилось вам больше всего?

- Пожалуй, больше всего меня поразило жестокостью так называемое дело Регины (имя изменено, - прим. ред). Эта история могла бы лечь в основу триллера.

Мама одна воспитывала дочку. От отца ребенку достались не совсем хорошие гены: девочка оказалась психически нездоровой, но мать этого не знала. Регина росла своеобразным ребенком, но никто и подумать не мог, что она превратился в монстра.

Отношения с матерью испортились, когда девочка достигла переходного возраста. В это время у нее появился мальчик - тихий, спокойный, инфантильный. Он угодил под чары Регины в трудный период своей жизни – сразу после развода родителей. Шестнадцатилетняя девушка стала ему и другом, и мамой, и первой любовью. Она пришивала ему пуговицы, кормила его и руководила им. Маме Регины эта странная дружба не нравилась и она пыталась настроить дочь на учебу. Но у девушки были другие планы: она убеждала своего парня убить мать, уверяя, что без нее они заживут идеально. И пятнадцатилетний подросток сдался.

Однажды ночью, когда несчастная женщина уснула, Регина впустила своего друга в квартиру. Подростки действовали быстро: девушка держала мать за ноги, а парень пытался душить несчастную бантом, который она когда-то вплетала в косы дочери. Женщина, разумеется, проснулась и попыталась вырваться, но справиться с двумя тинэйджерами не смогла. Когда она затихла, Регина взяла приготовленный заранее шприц, закачала в него воздух и ввела матери в вену. Для верности. Ее мама на тот момент была уже мертва.

Тело подростки уложили в коробку из-под телевизора и целые сутки жили вместе с ней, потому что не могли придумать, куда деть труп. На следующий день к ним в гости заглянул друг, который в свои 15 лет уже страдал алкоголизмом. Узнав об убийстве, он констатировал: «Я в кино видел: раз она сопротивлялась, значит, у нее под ногтями остались частички вашей кожи. Маму нужно сжечь». Под покровом ночи троица вынесла труп женщины в лес.

- Прямо фильм ужасов. Хичкок отдыхает...

- Когда я читала материалы уголовного дела, у меня волосы дыбом стояли. Они облили тело женщины бензином и подожгли. Через три дня Регина со слезами на глазах явилась в милицию и сообщила, что у нее пропала любимая мамочка. По ее словам выходило, что женщине позвонил какой-то мужчина, она оделась и ушла. С тех пор ее никто не видел. Маму Регины объявили в розыск, а через какое-то время обнаружился труп. Сначала никто и подумать не мог, что убийство – дело рук детей. Отрабатывались совсем иные версии. И только потом стало понятно, что организатор этого ужаса – родная дочь убитой женщины. Поняв, что отпираться бессмысленно, она с ледяным спокойствием призналась в преступлении и описала каждую мелочь. Но это было позже.

А сразу после убийства Регина забеременела. Пока шло следствие, она успела родить, оставить ребенка в роддоме и сбежать с дольнобойщиками. Потом, после проведенной судебно-медицинской экспертизы, выяснилось, что она страдает психическим заболеванием и является невменяемой. Регину отправили на принудительное лечение, а ее сообщника - за решетку.

- Как вы живете с эмоциональным грузом от таких ужасных дел?

- Восстанавливаю душевные силы за счет поддержки и понимания моей семьи, в общении с друзьями, в полной уверенности в правильности выбранного пути.

А еще стараюсь много читать. В литературе можно найти ответы практически на все вопросы, получить советы и обрести душевное спокойствие. Мне, например, очень нравятся строки Михаила Рощина: «Попробуйте не поступать, а уступать, не захватывать, а отдавать. Не кулак показывать, а протягивать людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Если придерживаться этих принципов и не разрешать сердцу ожесточаться, то бороться с несправедливостью становится легче.