15 февраля считается памятной датой сразу в двух странах: в СССР и Афганистане. Именно в этот день в 1989 году был закончен вывод советских войск из среднеазиатского государства.
Афганская война стала одной из самых спорных страниц в истории Советского Союза. До сих пор не прекращаются дискуссии о том, надо ли было вводить контингент СССР для «поддержки дружественного режима», и стоило ли потом уходить 10 лет спустя.
Эти споры вспыхнули с новой силой после того, как в августе 2021 года Афганистан в очередной раз стал одним из главных информационных поводов для всех СМИ в мире. Эвакуация военных подразделений США, захват талибами и новые теракты. Всё это стало поводом для того, чтобы вновь заговорить об афганском изломе и вспомнить. О том, почему история повторяется, где она различается, корреспондент «АиФ-Пенза» спросил у участника боевых действий в Афганистане, военного летчика, полковника в отставке Евгения Акопянца. Разговор проходил в августе 2021 года. Ветеран долго и подробно отвечал на вопросы, но потом попросил не публиковать материал.
«Если очень нужно, то сделайте это после моей смерти», - попросил он. В декабре 2021 года после тяжелой болезни Евгений Акопянц скончался. В годовщину вывода войск «АиФ-Пенза» публикует это интервью.
Не переманили из мечетей
Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Евгений Леонович, США пришлось договариваться с пришедшими к власти талибами об эвакуации американских граждан. Почему спустя 10 лет пребывания в этой стране им пришлось так бесславно уходить?
- СССР строил в Афганистане фабрики и заводы, но и советским войскам пришлось уйти. В чем ошиблись мы?
- Да, мы сделали очень много для Афганистана. Я видел, как каждый день десятками тонн везли в эту страну крупу, муку, другое продовольствие. Мы построили заводы, текстильную фабрику. Но мы ошиблись в другом, в идеологии. Мы считали, что легко сможем сделать из мусульман комсомольцев. Хотели переманить их из мечетей. Но ислам – это не просто религия, это смысл жизни. Приведу один пример. Я служил начальником штаба на аэродроме в Кагане, в это время наш Мосфильм снимал ленту о легендарном для Афганистана эмире. Ко мне пришел помощник режиссера и попросил: «Дай мне твоих солдат в массовку». Я ему говорю: «Ты поставь перед местными три ящика леденцов и будет тебе твоя массовка». Народ там был бедный, сладости не видел. А мне сотрудник Мосфильма отвечает: «Да я им шоколадные конфеты даю, а всё бестолку». По сценарию, эмир выходит к людям, а они начинают роптать, возмущаться. Но вместо этого массовка, увидев актера в костюме эмира, падала на колени и кланялась. Режиссер уже и грим с актёра снимал, доказывал, что там не настоящий эмир, но начинался новый дубль, и массовка снова падала ниц. Представляете, какая сильная вера! А мы их хотели по-быстрому в комсомол…
Но дело не только в этом. Когда мы только зашли в Афганистан, первый месяц на нас никто не нападал. А потом в Пешаваре (пакистанский город на границе с Афганистаном. – Ред.) американцы открыли тренировочную базу, и оттуда на войну с нами шли радикалы.
О предательстве и воспитании
- Американцы, покидая Афганистан, оставили склады, заваленные оружием. А как уходили мы?
- За год до выхода в каждой части составлялись четкие планы, в них прописывалось, какие военнослужащие когда уходят, что с собой берут. Каждый наш экипаж знал, когда улетает с афганской земли, куда летит. Действовали поэтапно, никакой паники не было. Заранее определили, что отдадим местным горючее, продукты, обмундирование. Да, мы оставили после себя хорошо вооруженную афганскую армию. Но со складов своих частей ни одного патрона забрать не забыли.
- Но и после нашего ухода режим также сменился. И к власти в итоге пришли радикалы…
- Падение режима Наджибуллы произошло спустя три года после вывода советских войск. Это не наша ошибка, это результат слабости местной власти.
- Особый разговор – о союзниках американцев, которые остались в Афганистане. Кадры того, как они штурмовали улетающий американский самолет, обошли весь мир. Что было с нашими союзниками?
- Многие из них имели двойное гражданство, были женаты на русских. Часть из них переехала в Европу, часть в Среднюю Азию. Это касается тех, кто занимал значительные посты.
Но разговор о союзниках здесь сложный. Вот приходили к нам афганцы, давали информацию о моджахедах, получали за это вознаграждение. А потом шли к моджахедам и им за деньги продавали информацию о том, что увидели у нас. Это такой «аспект» воспитания.
- Вы знаете, какую память оставили о себе русские в Афганистане?
- Есть вещи, которые и нам радикалы никогда не простят. Самый страшный наш поступок, по их мнению, - это то, что мы впервые за историю Афганистана дали свободу женщинам. До этого им из дома выходить было нельзя. А теперь им разрешалось учиться, работать.
Наши не безобразничали в этой стране, не вели себя так, как американцы, которые разбомбили афганскую свадьбу. Поэтому и к русским относились намного лучше. Несколько лет назад нас, ветеранов, приглашали в Афганистан. Я не смог поехать, а вот сослуживцы мои ездили. Они рассказывают: там до сих пор кланяются «шурави» в ноги. И до сих пор стоят пирамидки из камней с красной звездой, которыми мы обозначили место смерти наших ребят. Столько лет прошло, а афганцы, в целом малообразованный народ, их не снесли. В отличие от тех же цивилизованных соседей из Польши, которые не жалеют могилы советских солдат.