Налоги под градусом. За что задержали главу пензенского УФНС

На прошлой неделе под домашний арест отправили руководителя регионального УФНС Юрия Калабина. Произошедшее для него было шоком. На заседании суда, где ему избиралась мера пресечения, он так волновался, что даже не сразу смог назвать даты рождения троих своих детей. Как его дело связано с алкогольным рынком в Пензе - разбирался корреспондент «АиФ-Пенза».

   
   

Свой и чужие

Юрия Калабина в Пензе считали своим. Мало кто вспомнит, что он приехал из Саратова в 2002 году по приглашению тогдашнего главы УФНС Александра Бирюкова. Всю жизнь трудился в фискальной системе. В 2013-м возглавил региональное управление. И уже в первые месяцы налоговые поступления выросли на 15%. И потом не раз в казну они шли с небольшим профицитом. Юрий Калабин всегда был неумолим по отношению к алкогольному рынку. Учитывая, что в последние годы акцизные деньги от спиртного составляют до одной шестой от всех сборов, можно понять, почему ФНС к ним так внимательна.

Политолог Ярослав Хабаров:
«Сомневаюсь, что уход главного налоговика на жизни региона может сказаться сильнее, чем уход губернатора. Корректнее было бы сменить всю руководящую команду, провести полный аудит госконтрактов на наличие аффилированных лиц и сомнительных сделок, оценить весь нанесенный области ущерб. Но Кремль в таких случаях обычно идет иным путем. Чаще он убирает одного персонажа и внимательно смотрит, как поведут себя остальные, кто где выползет, совершит ошибку, сам себя обозначит. Затем идут мелкие точечные «посадки». В регион высылается доверенный руководитель, который постепенно наводит порядок».

Короли пива и не только

Вот тут и начинается самое интересное. Юрия Калабина подозревают в нарушении 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Обычно ее применяют, когда ловят со взяткой. Но здесь речь идет о том, что руководитель ведомства якобы не провел внеплановую проверку налогоплательщика, хотя на то имелись основания.

На заседании судья Максим Лесников быстро читал решение о мере пресечения, однако от внимания не ускользнуло название - ООО «Дионис». Именно так называется одна из пензенских организаций, торгующих алкоголем. Ее название связывают с крупным бизнесменом Дмитрием Лаврентьевым. В зале суда можно было услышать и сумму недоимки – 60 млн рублей.

Но имя Калабина в последнее время в соцсетях упоминали в связи с другим алкокоролем - Арой Апояном. Он четко аффилирован с алкогольным холдингом ООО «ОПВЗ», который существует уже более 10 лет и включает в себя большую группу предприятий, выпускающих алкогольную продукцию. Товарооборот составляет десятки миллиардов рублей ежегодно. Но у успешного предпринимателя что-то пошло не так с налоговиками. На сайте Арбитражного суда можно найти решение о привлечении Апояна к субсидиарной ответственности по «налоговым» долгам. Размер недоимок впечатляет - 7,6 млрд рублей. Судебные тяжбы тянутся уже несколько лет и конца им не видно. Хотя фемида явно на стороне налоговиков. Тем не менее предприятия Апояна продолжают работать. В конце 2020 года конфликт из зала суда перешел в соцсети и СМИ. Появились неприятные факты об обоих: и Апояне, и Калабине. Большая часть негатива о Калабине была размещена в телеграм-канале, начавшего существование с декабря 2020 года. На заседании суда, где избиралась мера пресечения главному налоговику,  сторона обвинения обмолвилась, что оперативная разработка началась примерно в то же время - с ноября 2020 года. То есть версия из соцсетей о том, что Апоян решил отомстить Калабину, кажется вероятной.

   
   

Вот только почему налоговая служба увидела недоимку в одном месте, и, по версии следствия, не заметила в другом? Потому что одного алкогольного короля Калабин по каким-то причинам любил, а другого – не уважал?

В нюансах любви и нелюбви будет разбираться следствие. А в регионе вполне возможен передел алкогольного рынка. Хотя на качестве и цене спиртного для рядового обывателя это вряд ли отразится.