Музей на рельсах. Что скрыто от глаз пассажиров

Николай Козин / АиФ

Торжественное открытие передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «Российские железные дороги» состоялось 3 августа 2011 года на Рижском вокзале Москвы. Состав поезда включает 12 вагонов, 9 из которых - выставочные. В них развернуты тематические экспозиции,  отражающие историю становления и развития отечественных железных дорог и демонстрирующие современные инновационные проекты и технологии, реализуемые на железных дорогах страны.

   
   

История и современность

«На борту» чудо-поезда - десятки удивительных экспонатов. От масштабных макетов локомотивов и вокзалов до последних достижений отечественных нанотехнологий. Да-да, вы не ослышались: завершающий экспозицию вагон полностью отдан под демонстрацию самых современных и перспективных научных разработок. Причем не только в области железнодорожного транспорта, но и во многих других сферах.

Фото: АиФ/ Николай Козин

Как вам, например, бронежилет со вставками из наноструктурированной керамики, которая в два раза легче металла, а по прочности лишь немного уступает алмазу? А щебень, похожий на керамзит, но изготовленный на самом деле из переработанного стекла? И все это можно было не только увидеть, но и потрогать - оценить, так сказать, в натуре.

Фото: АиФ/ Николай Козин

Кстати про «потрогать». По словам проводников, самой большой популярностью у посетителей пользуется вагон с тренажерами. Самыми настоящими, безо всяких скидок на «музейность» - именно на таких обучаются машинисты и водители спецтехники. Все тренажеры рабочие, за любой можно сесть и попробовать себя в деле. Выбрать тоже есть из чего: в вагоне представлены тренажеры, имитирующие управление «Камазом», электровозом ЭП1м самой первой ласточкой.

Есть в поезде-музее и настоящие исторические ценности. Самым интересным в этом плане можно считать вагон, посвященный Великой Отечественной войне. Там, помимо всего прочего, выставлены личные вещи бойцов: форма, походный котелок, алюминиевая кружка, наградные удостоверения. А в небольшом закутке сразу у входа воссоздана часть деревянного вагона-теплушки. Здесь тоже все настоящее: от печки-буржуйки и стоящего на ней чайника до оружия, висящего на стене. Большинство экспонатов для этого вагона переданы Волгоградским мемориально-историческим музеем.

Фото: АиФ/ Николай Козин

За закрытыми дверьми

В самом начале нашего путешествия по поезду-музею мы упомянули, что он состоит из девяти вагонов. На самом деле это не совсем правильно: девять вагонов занимает экспозиция. Кроме них есть еще три: один «штабной», где живут проводники, один складской и один энергетический.

Конечно, служить на таком составе невероятно интересно. Нелегко - одна «смена» длится две недели - но интересно. Как признаются сами проводники, их работа совмещает в себе черты профессии собственно проводника и музейного хранителя. От первой - обязанность следить за безопасностью движения. От второй - читать лекции посетителям и проводить экскурсии по своим «вотчинам». А для того, чтобы проводники не уставали, и их работа из увлекательной не превращалась в скучную и монотонную, их периодически меняют - переводят на другие вагоны.

   
   

Из Пензы поезд-музей отправился в Кузнецк, а оттуда - в Сызрань. В ноябре уникальный состав ожидает путешествие по Южно-Уральской железной дороге.

Смотрите также: